
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
Рассмотрим предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют полномочия, закрепленные в качестве таковых в Основном законе.
Согласно положениям статьи 72 Конституции России предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют следующие правомочия:
– обеспечение полного соответствия конституций, уставов, законов и других нормативно-правовых актов республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, городов федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
– защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств;
– обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;
– разграничение государственной собственности и имущества;
– введение общих принципов организации системы органов государственной и муниципальной власти;
– охрана режима пограничных зон;
– координация внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ, выполнение положений международных договоров Российской Федерации;
– координация решения вопросов сферы здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства, детства;
– гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения;
– сферы воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и массового спорта;
– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, водными и иными природными ресурсами;
– вопросы природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты особо охраняемых природных территорий и культурно-исторических памятников;
– реализация мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий;
– принятие общих принципов системы налогообложения в Российской Федерации;
– административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, трудовое, земельное, лесное и водное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды;
– кадры правоохранительных и судебных органов;
– адвокатура и нотариат;
– защита традиционной среды обитания и образа жизни малочисленных этнических народностей.
Нормы статьи 72 Конституции о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в равной и полной мере распространяются на республики, края и области, автономные округа и автономную область, города федерального значения.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ должны издаваться федеральные законы, а также принимаемые в полном соответствии с ними законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ. При этом положения федеральных законов не должны противоречить положениям Конституции и федеральных конституционных законов.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года), полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются:
– Конституцией Российской Федерации;
– федеральными законами;
– соответствующими договорами и соглашениями о разграничении полномочий и соглашениями;
– нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Конституцией и федеральными законами;
– законами субъектов РФ.
Вышеуказанные источники, определяя полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать:
– права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
– источники и порядок финансирования реализации соответствующих полномочий.
Не допускается одновременно возлагать одни и те же полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.