Договора о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ заключаются лишь в тех случае, когда это связано с экономическими, географическими и другими особенностями субъекта РФ, и только в той мере, в которой эти особенности предполагают иное, чем установленное ФЗ разграничение полномочий.

В договорах о разграничении полномочий регламентируются следующие вопросы:

– перечень полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, разграничение отлично от порядка, установленного федеральными законами и законами субъекта РФ;

– порядок и условия реализации данных полномочий;

– комплекс прав и обязанностей для каждой из сторон;

– срок действия и порядок продления договора о разграничении полномочий;

– основания и порядок для досрочного расторжения договора о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ.

Русский язык выступает языком договора о разграничении полномочий. На основании договоренности между сторонами соглашение о разграничении полномочий может составляться и государственном языке республики в составе РФ.

Порядок и механизм подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Порядок и механизм подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяет Президент России в полном соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года).

Порядок и механизм подготовки проекта договора о разграничении полномочий исполнительными органами государственной власти субъекта РФ до внесения в федеральные органы определяет высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии с положениями федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленном порядке, представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) для одобрения.

Проект соглашения о разграничении полномочий должен быть одобрен или отклонен постановлением представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ, которое принимается большинством голосов его депутатов. Высшее должностное лицо субъекта РФ информирует Президента России об итогах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в представительном (законодательном) органе государственной власти региона.

Орган государственной власти субъекта РФ, который не выступает в качестве стороны договора о разграничении полномочий, имеет право получить по запросу  проект соглашения до одобрения данного проекта и внести в этот документ замечания и предложения.

При внесении изменений и дополнений в одобренный представительным (законодательным) органом государственной власти региона проект договора о разграничении полномочий либо отклонении отдельных его положений он должен быть в установленном порядке передан на повторное предварительное согласование и одобрение.

Договор о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ должен подписываться Президентом России, а также высшим должностным лицом соответствующего субъекта Федерации.

В течение 10 дней после его подписания Президент вносит в Государственную Думу РФ проект федерального закона об его утверждении.

Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу соответствующего ФЗ об утверждении договора о разграничении полномочий между РФ и субъектами РФ, если в нём не было установлено иное.

Данный договор имеет силу федерального закона, он может изменяться и дополняться. Его действие может приостанавливаться лишь посредством внесения в него изменений либо дополнений в том порядке, который установлен ФЗ для заключения и вступления в силу соответствующего договора.

Срок действия договора о разграничении не должен превышать 10 лет.

Досрочное прекращение действия (расторжение) договора о разграничении полномочий может быть осуществлено по взаимному согласию сторон либо по решению суда.

Расторжение договора о разграничении полномочий при наличии взаимного согласия сторон либо продление срока его действия происходит в порядке, который установлен ФЗ для заключения и вступления в силу соответствующего договора.

Расторжение договора по инициативе одной из сторон допустимо при наличии нарушения другой стороной его положений, что установлено вступившим в законную силу решением федерального суда. Последнее выступает основанием принятия Президентом России либо высшим должностным лицом субъекта РФ решения о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон. Оно может приниматься не позднее чем через 30 дней с момента вступления в законную силу судебного решения и подлежит официальному опубликованию.

В подобной ситуации федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования решения суда о расторжении данного договора.