Рассмотрим признаки государственного органа.

Российская Федерация как государство реализует свою деятельность при помощи системы государственных органов. Они выступают одним из каналов, через который народ осуществляет власть (статья 3 Конституции РФ).

Будучи гражданами либо группами граждан, которые организованы государством с целью осуществления собственной деятельности, государственные органы характеризуются следующими признаками.

Согласно первому признаку каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями. Они позволяют ему в пределах предоставленных ему прав разрешать определенные вопросы, а также принимать акты, обязательные для исполнения иными государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать реализацию данных актов.

Государственно-властные полномочия характерны для всех органам государства. Поэтому они и названы в Основном Законе России органами государственной власти. Вмести с тем, полномочия различных государственных органов в зависимости от их конкретных задач и функций имеют разные формы проявления и признаки.

Государственно-властные полномочия отражают компетенцию государственных органов. Она представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которые необходимы для реализации содержания предмета ведения.

Компетенция государственных органов регламентируется Конституцией РФ, конституциями и уставами её субъектов, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов её субъектов, а также положениями о государственных органах и иными нормативно-правовыми актами.

Властными полномочиями в Российской Федерации наделяются не только государственные органы, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не имеют государственного статуса и не реализуются от имени РФ.

Второй признак предполагает, что каждый государственный орган создается в порядке, который установлен государством. Например, согласно статье 81 Основного Закона порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ФЗ). В соответствии со статьей. 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы РФ также устанавливаются ФЗ.

Согласно третьему признаку каждый государственный орган наделяется государством правом на реализацию своих задач и функций. Так, согласно статье 127 Конституции Высший Арбитражный Суд РФ выступает высшим судебным органом по разрешению экономических споров и других дел, которые рассматриваются арбитражными судами, также он осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах постоянный судебный надзор за их работой и предоставляет разъяснения по вопросам судебной практики.

Четвертый признак предполагает, что каждый государственный орган действует согласно порядку, который установлен государством. Так, согласно статье 114 Конституции РФ порядок деятельности Правительства РФ регламентирован федеральным конституционным законом (ФКЗ). В соответствии со статьей 128 Конституции в ФКЗ устанавливается также порядок деятельности Конституционного Суда России, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов.

Пятый признак предполагает, что каждый государственный орган выступает составной частью единой системы органов государственной власти России. В статье 5 Конституции отмечено, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти.

Таким образом, государственный орган является гражданином либо коллективом граждан, которые были наделены государственно-властными полномочиями, а также уполномочены государством на реализацию задач и функций и осуществляют свою деятельность в установленном порядке. Они имеют ряд характерных признаков, которые позволяют отграничить их от других образований. Государственные органы создаются и функционируют в установленном законом порядке и являются частью единой системы.