Изучим ключевые особенности и содержание правового статуса Президента России.

К основным характеристикам правового статуса учреждаемого Конституцией России органа государственной власти относят:

– установленную в ней дефиницию, в которой обобщенно определяется функциональное назначение данного органа;

место, отводимое посвященным ему нормам в Конституции.

При этом, несмотря на то, что второй признак в характеристике правового статуса является производным, он имеет самостоятельное правовое значение, так как в нём отражена заложенная в основе Конституции концепция и принципы построения системы государственной власти.

Исходными установками для анализа правового статуса Президента России выступают:

статья 80 Конституции (дефиниция);

глава 4 Конституции, посвященная характеристике правового статуса Президента России (место).

В статье 80 указано, что Президент России является главой государства. Наделение Президента правовым статусом главы государства объясняется объективными причинами. Прежде всего, данное обстоятельство связано с необходимостью повышения правового статуса персонифицированного представительства государства внутри страны и в международных отношениях.

Основной закон содержит систему «сдержек и противовесов», содействующую сбалансированному взаимодействию между различными ветвями власти.

Основной закон декларирует систему гарантий, которые препятствуют превращению Президента в статус авторитарного правителя. Их суть состоит в:

– порядке его избрания на всенародных прямых выборов и их альтернативном характере;

– ограничении срока полномочий Президента России шестилетним периодом;

– недопустимости занятия поста Президента России более двух сроков подряд;

– возможности отрешения его от должности;

– возможности признания на основе решения Конституционного Суда нормативных актов Президента в качестве несоответствующих Конституции и т.д.

Вместе с тем правовой статус Президента РФ предполагает, что он реализует свои полномочия на основе ничем не связанной воли. Они осуществляются в рамках положений Конституции РФ и федеральных законов, а также во взаимодействии и координации с Федеральным Собранием и Правительством РФ.

В статье 80 Основного закона в обобщенной форме отражены функции главы государства, вытекающие из правового статуса Президента России. Они затрагивают основы жизнедеятельности общества и государства. Президент РФ выступает гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, Президент несет персональную ответственность за адекватность и стабильность работы механизма защиты их реализации.

Также глава государства в предусмотренном законом порядке реализует меры по охране суверенитета и независимости страны, статуса государственной целостности, обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех органов государственной власти России.

Для реализации указанных функций он может действовать только в рамках Конституции и своего правового статуса, использовать лишь закрепленные за ним конституционные полномочия. Данное правило должно соблюдаться и в процессе выработки основных направлений внутренней и внешней политики России. Её разработка должна происходить в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, она не может противоречить им.

В процессе выборного периода каждый из кандидатов в президенты разрабатывает и предлагает обществу определенную программу, в которой он обозначает своё видение стратегических направлений развития страны и общества. Избрание определенного кандидата и приобретение им правового статуса избранного Президента означает фактическое одобрение большинством избирателей содержащихся в ней идей.

Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию в публичной форме позволяют довести их содержание до широкой общественности. Подобный подход позволяет при необходимости скорректировать предложенные инициативы с использованием всего потенциала предусмотренных конституционных форм. Они обеспечивают взаимное воздействие одних государственных элементов на другие, а также влияние на них социальных и общественных движений. В Послании раскрываются основные направления внутренней и внешней политики страны. Президент в качестве главы государства представляет Россию как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Значимым обстоятельством раскрытия правового статуса Президента России является место соответствующей главы в Конституции. Она является первой в перечне глав, которые посвящены органам государственной власти Российской Федерации. Данное обстоятельство также указывает на то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем это обстоятельство выступает предпосылкой для выполнения возложенной на Президента обязанности по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти.

Согласно статье 91 Основного закона глава государства обладает неприкосновенность. Содержание свойства неприкосновенности Президента в Конституции не раскрыто (в отличие от депутатской неприкосновенности). Подобная формула указывает на высокий уровень защиты руководителя государства, получившего властные полномочия на всеобщих выборах.

Неприкосновенность и иные правовые средства защиты обеспечивают свободное и эффективное осуществление Президентом его конституционных полномочий, а также непрерывность функционирования института главы государства. Вместе с тем неприкосновенность Президента неправильно трактовать как абсолютную, поскольку в Основном законе предусмотрена возможность его отрешения от должности.

В Постановлении Конституционного Суда указано, что полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их, даже при отсутствии его согласия.