Рассмотрим порядок изменения административно-территориального устройства субъектов РФ.

Административно-территориальное устройство выступает атрибутом любого государства. При этом если унитарное государство само делится на отдельные административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве подобное деление устройство лишь субъекты федерации.

Административно-территориальное устройство государства представляет собой разделение его территории на части, в соответствии с которыми выстраивается система местных органов госвласти и органов местного самоуправления. Подобные части называют административно-территориальными единицами. Необходимо отметить, что в ряде субъектов РФ наряду с органами местного самоуправления действуют также и местные органы госвласти.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ основано на системе принципов.

Важнейшим из них является принцип экономической эффективности, который предполагает учитывать при образовании административно-территориальных единиц особенности хозяйственного профиля территории, направления его развития, численность и плотность населения, центры его экономического развития и состояния инфраструктуры. Реализация данного принципа стимулирует развитие производительных сил государства и его составляющих, успешное выполнение муниципальными органами госвласти и органами местного самоуправления своих задач в сфере социально-экономического развития.

В России как многонациональном государстве большую роль имеет национальный принцип административно-территориального устройства. В соответствии с ним порядок создания или изменения административно-территориальных единиц предполагает всесторонний учет особенностей национального состава его населения, что должно способствовать поступательному социально-культурному развитию малочисленных народностей и наций РФ.

Конституция России не регламентирует порядок изменения и вопросы административно-территориального устройства, которые выступают преимущественно сферой ответственности субъектов РФ. Каждый регион решает их самостоятельно с учетом своих специфических условий, что находит отражение в конституциях республик и уставах других субъектов РФ.

Таким образом, региональные конституции и уставы разграничивают базовые и первичные административно-территориальные единицы. Базовыми единицами выступают районы и города республиканского и областного (либо краевого) подчинения. Первичными единицами выступают города районного подчинения, районы в городах, поселки и сельские поселения.

Под районом (уездом) понимают административно-территориальную единицу, которая составляет часть республики, области, края, автономной области или автономного округа. В экономическом плане каждый район (уезд) является сложным многоотраслевым организмом, включающим сельскохозяйственные и промышленные предприятия, коммунально-бытовые и торгово-закупочные организации. При этом ключевое место в районе (уезде) обычно занимает сельскохозяйственное производство. Помимо этого, каждый район выступает базовым элементом для всех видов социально-культурного обслуживания населения его территории.

Важнейшую роль в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны играют города. Они выступают местом дислокации большинства промышленных и иных предприятий, учреждений коммунального хозяйства и жилого фонда, а также культурно-просветительных, медицинских и иных обслуживающих населения учреждений. В зависимости от подчиненности, обусловленной значением города, численностью населения, промышленным и культурным потенциалом, перспектив развития и иных условий все города делят на следующие виды:

– города республиканского значения;

– города областного, краевого, окружного (автономного округа) значения;

– города районного значения.

Необходимость обеспечения стабильного функционирования крупных городов с многочисленным населением, сложным хозяйством и обширной территорией потребовало их деления на такие административно-территориальные единицы как городские районы.

Городские районы имеются в большинстве городов республиканского, областного и краевого значения с населением более 100 тысяч человек. Они представляют собой часть города в форме низовой административно-территориальной единицы.

Городскими поселениями как разновидностью административно-территориальных единиц выступают также и поселки, которые отличаются от городов меньшими параметрами территории и численности населения. Поселки в свою очередь делят на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Рабочими поселками выступают населенные пункты, на территории которых функционируют промышленные предприятия, железнодорожные узлы или иные экономически важные объекты. К курортным поселкам относят населенные пункты, которые расположены в местностях, характеризующихся лечебным назначением. Дачными поселками выступают населенные пункты, предназначенные для обслуживания городов в качестве мест санаторного лечения либо летнего отдыха.

Наиболее распространенной административно–территориальной единицей являются сельские поселения (села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.д.), большинство их жителей занято в сфере сельского хозяйства. В составе территории сельского поселения как административно-территориальной единицы может находиться одно либо несколько сел, которые образуют сельский округ (сельсовет, волость и т.п.).

Кроме перечисленных выше традиционных административно-территориальных единиц на территории России в последние годы были созданы и относительно новые административно-территориальные единицы. Например, территория Москвы разделена не на районы, а на административные округа, включающие муниципальные районы.

Административный округ является внутригородской административно-территориальной единицей, система властных органов которой построена на принципе централизованного управления.

Муниципальный район выступает административно-территориальной единицей Москвы, в границах которого обеспечивается самоуправление населения, проживающего в нём. Муниципальные районы обычно формируются с учетом социально-экономических особенностей соответствующей территории, его исторических и градостроительных особенностей, обеспеченности жилыми комплексами и объектами местной инфраструктуры. Названия и границы муниципальных районов определяются Московской городской Думой по представлению мэра города.

Муниципальный район подразделяется на микрорайоны (поселения), на территории которых могут формироваться органы территориального общественного самоуправления. Названия и границы микрорайона устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов РФ для компактно проживающих и численно небольших групп национальностей могут создаваться национальные районы. Так, например, немецкие национальные районы были созданы в Омской области и Алтайском крае.

Также в России имеются закрытые административно-территориальные образования. В соответствии с Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года (в ред. от 30 октября 2017 года) закрытым административно-территориальным образованием является территориальное образование с органами местного самоуправления, в пределах территории которого расположены промышленные предприятия по изготовлению, хранению или утилизации оружия массового поражения, военные и иные объекты, для которых введен особый режим безопасного функционирования и охраны гостайны, предполагающий специальные условия для проживания граждан.

Территория закрытого административно-территориального образования признается территорией муниципального образования, имеющим статус городского округа. Его границы и территория устанавливаются с учетом особого режима безопасного функционирования соответствующих предприятий либо объектов, а также потребностей его прогрессивного развития.

Границы закрытого административно-территориального образования на время действия особого режима безопасной работы могут не соответствовать границам субъектов РФ. Населенные пункты закрытого административно-территориального образования включаются в состав городского округа.

Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц производится органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а первичных административно-территориальных единиц – органами госвласти либо муниципальными органами соответствующих базовых административных единиц.