Определим состав и основные сферы полномочий Президента России.

Согласно положениям Конституции Президент России имеет широкий круг полномочий, которые вытекают из его правового статуса главы государства. Они дают ему возможность эффективно и полноценно выполнять закрепленные за ним функции.

Указанные полномочия в той или иной мере затрагивают практически все стороны деятельности государства. В зависимости от сферы применения их можно разделить на полномочия, связанные с:

– участием в законотворческом процессе;

– процессом формирования системы федеральных органов государственной власти;

– полноценным функционированием исполнительных органов государственной власти;

– обеспечением реализации полномочий органов госвласти на всей территории РФ;

– осуществлением внешней и обороной политики;

– другими сферами государственной деятельности.

Рассмотрим вышеуказанные ключевые сферы полномочий Президента России.

Во-первых, огромным значением наполнены те его полномочия, которые связаны с участием в процессе формирования федеральных органов государственной власти, поскольку через их деятельность и реализуются функции государства.

Согласно положениям Конституции в формировании данных органов наряду с главой государства принимают участие и Федеральное Собрание России (парламент). Подобная схема взаимодействия реализуется двумя способами:

– либо Президент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а парламент одобряет данное предложение;

– либо парламент согласно своим полномочиям назначает соответствующих должностных лиц, а их кандидатуры предлагает руководитель государства.

В процессе построения органов исполнительной власти полномочия Президента России отличаются наиболее широким охватом, поскольку именно эти органы фактически претворяют в жизнь основные пункты его программы.

С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства России, а также по предложению последнего назначает на должность его заместителей и министров. Полномочия Президента России позволяют ему своим указом устанавливать структуру федеральных органов исполнительной власти.

Для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Генерального прокурора Президент России представляет Совету Федерации соответствующие кандидатуры, который и назначает их.

Глава государства представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, а при наступлении определенных обстоятельств вправе ставить перед Думой вопрос об снятии его с должности.

Также он назначает пять членов (одну третью часть) ЦИК (Центральной избирательной комиссии) и представляет кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека.

Во-вторых, в Конституции на Президента России возложены и полномочия, которые связаны с деятельностью парламента (статья 84). Глава государства назначает выборы Государственной Думы России в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Он имеет полномочие распускать Государственную Думу в тех случаях и порядке, которые предусмотрены Основным законом.

Согласно статье 107 Конституции Президент России обладает правом отлагательного вето, он подписывает и обнародует законы. В случае отклонения закона мотивы данного решения должны доводиться до сведения обеих палат Федерального Собрания РФ.

Президент обладает полномочием вносить в Государственную Думу законопроекты, т.е. он наделен правом законодательной инициативы. Также он вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд о толковании Конституции и о соответствии Конституции РФ нормативных актов, предусмотренных в статье 125. Глава государства назначает полномочного представителя в Конституционном Суде России. Он обладает полномочием, наряду с иными субъектами, указанными в статье 134 Основного закона, предлагать поправки и пересмотр положений Конституции.

В-третьих, Президент России наделен наибольшим объемом полномочий в сфере, которая связана с деятельностью органов исполнительной власти.

Помимо решения вопросов о формировании состава Правительства, глава государства вправе председательствовать на его заседаниях. Постановления и распоряжения Правительства в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом России. Он наделен полномочием принимать решения об отставке Правительства. После президентских выборов согласно Конституции Правительство в полном составе слагает свои полномочия.

Согласно части 1 статьи 112 Основного закона Председатель Правительства после назначения представляет Президенту России свои предложения о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Определение системы предполагает установление видов данных органов власти. Так, в статье 1 Указа «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года (в ред. от 28 сентября 2017 года) отмечено, что в данную систему входят:

– федеральные министерства;

– федеральные службы;

– федеральные агентства.

Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной актами Президента и Правительства России области деятельности. Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав Правительства России.

Федеральная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в установленной области деятельности. Также она реализует специальные полномочия в сфере обеспечения общественной и государственной безопасности, обороны, охраны и защиты государственной границы, борьбы с преступностью. Во главе службы находится её руководитель (директор). Она может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство представляет федеральный орган исполнительной власти, который реализует в установленной области деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также осуществляет правоприменительные полномочия (кроме функций по контролю и надзору). Во главе агентства находится её руководитель (директор). Оно может иметь статус коллегиального органа.

 Помимо системы Президент определяет и структуру федеральных органов исполнительной власти, иными словами он устанавливает конкретный их перечень. Каждый новый Президент утверждает данную структуру при формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти фиксируются изменения, которые вносятся в их структуру. Так, устанавливается состав упраздняемых органов, наименование органов, количество заместителей Председателя Правительства. В Указе также отражается конкретный перечень действующих министерств, служб и агентств и иных органов.

Согласно положениям Конституции и законодательства полномочия Президента предполагают руководство деятельностью следующих федеральных органов исполнительной власти:

– МИД, Министерство обороны, МВД, Министерство юстиции, МЧС,

– федеральные службы: внешней разведки, безопасности, охраны, по  контролю  за  оборотом наркотиков, фельдъегерская;

– Управление делами Президента.

По представлению Председателя Правительства России глава государства утверждает положения об указанных органах и назначает их руководителей, а Правительство координирует деятельность этих органов. Также он отправляет и иные полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета Безопасности.

В-четвертых, совместно с Правительством РФ Президент как руководитель государства обеспечивает согласно Конституции осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

В процессе реализации данной функции Президента России важное значение имеет Государственный Совет РФ и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Значимым полномочием Президента как гаранта соблюдения Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина, выступает обеспечение единства правового пространства России. Необходимой предпосылкой для выполнения данной задачи выступает создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федеральный регистр), его построением и актуализацией занимается Министерство Юстиции.

В-пятых, Президент РФ как руководитель государства наделен широкими полномочиями в военной и внешнеполитической сферах. Так, Президент России:

– формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

– утверждает военную доктрину России;

– является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

– имеет полномочия присваивать высшие воинские звания;

– осуществляет общее руководство внешней политикой и определяет её основные направления;

– ведет переговоры с руководителями других государств и подписывает международные договоры от имени РФ;

– имеет полномочия принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также подписывать ратификационные грамоты;

– назначает и отзывает дипломатических представителей России в международных организациях и иностранных государствах после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Безопасности представляет собой конституционный орган, который производит подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов общества, личности, государства от совокупности внешних и внутренних угроз, а также проведения единой государственной политики в сфере безопасности. Аппарат Совета Безопасности выступает самостоятельным подразделением в Администрации Президента России в статусе главного управления Президента.

В случае агрессии против России либо её непосредственной угрозы глава государства вправе вводить на территории страны или в отдельных её местностях военное положение, незамедлительно сообщая об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Соблюдая последнее условие, Президент имеет полномочие объявлять о введении чрезвычайного положения на территории России. Указы о введении военного и чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации. Обстоятельства и порядок введения режима военного и чрезвычайного положения устанавливаются федеральными конституционными законами.

В-шестых, Президент России наделен и иными полномочиями, которые вытекают из его статуса как главы государства. К подобным полномочиям принято относить решение вопросов:

– гражданства;

– предоставления политического убежища;

– награждения государственными наградами, присвоения почетных званий и высших специальных званий РФ;

– помилования.

В пункте «в» статьи 84 Конституция указано, что к полномочиям Президента относится право назначения всероссийского референдума. Глава государства назначает референдум в соответствии с положениями федерального конституционного закона, в котором указан порядок его назначения и состав субъектов, по чей инициативе Президент России может назначить референдум. Президент не входит в состав субъектов, которые наделены право на инициирование процесса назначения референдума.

Таким образом, полномочия Президента России характеризуются широким разнообразием, их реализация позволяет ему эффективно и полноценно выполнять свои функции и задачи.