
Предмет ведения Российской Федерации
Определим предмет ведения Российской Федерации.
Предмет ведения Российской Федерации формируют полномочия, которые закреплены за РФ в Основном законе.
Согласно положениям статьи 71 Конституции России предмет ведения РФ составляют следующие правомочия:
– принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;
– федеративное устройство и территория Российской Федерации;
– регламентирование и защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств
– разрешение вопросов гражданства Российской Федерации;
– определение и формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядка их организации и деятельности;
– непосредственно федеральная государственная собственность и механизм управления ею;
– разработка основ федеральной политики и программ в сфере государственного, экономического, социального, культурного, национального и экологического развития РФ;
– установление правовых основ функционирования и развития единого рынка;
– финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование, а также денежная эмиссия и основы ценовой политики;
– федеральные экономические службы;
– федеральные бюджет, сборы и налоги, фонды регионального развития;
– федеральные энергетические системы, а также ядерная энергетика;
– федеральные транспорт и пути сообщения, связь и информация;
– вопросы космоса;
– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, а также вопросы войны и мира;
– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
– оборона и безопасность, производство вооружения, установление порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества;
– вопросы производства ядовитых веществ и наркотических средств, а также порядка их использования;
– регламентация статуса и защиты государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации;
– система судоустройства и прокуратуры;
– уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
– решение вопросов амнистии и помилования;
– правовое регулирование интеллектуальной собственности;
– официальный бухгалтерский и статистический учет;
– федеральная государственная служба;
– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
– метеорологическая служба, стандарты и эталоны, метрическая система и исчисление времени, картография, геодезия, наименования географических объектов;
– федеральное коллизионное право.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), которые отличаются прямым действием на территории всей РФ. При этом ФЗ не могут противоречить ФКЗ и устанавливать новые элементы предмета ведения Российской Федерации.
В пределах предмета ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ общегосударственные и региональные органы исполнительной власти формируют единую систему исполнительной власти в России.
Для осуществления своих полномочий общегосударственные органы исполнительной власти могут создавать территориальные органы и соответственно назначать должностных лиц.
По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы могут передавать им на осуществление часть своих полномочий в случаях, если это не противоречит положениям Конституции и ФЗ.
По соглашению с федеральными органами исполнительной власти региональные органы вправе передавать им на осуществление часть полномочий из своего предмета ведения.
Президент и Правительство обязаны обеспечивать осуществление общегосударственными органами власти полномочий из своего предмета ведения на всей территории РФ в полном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.