Определим предмет ведения Российской Федерации.

Предмет ведения Российской Федерации формируют полномочия, которые закреплены за РФ в Основном законе.

Согласно положениям статьи 71 Конституции России предмет ведения РФ составляют следующие правомочия:

– принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;

– федеративное устройство и территория Российской Федерации;

– регламентирование и защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств

– разрешение вопросов гражданства Российской Федерации;

– определение и формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядка их организации и деятельности;

– непосредственно федеральная государственная собственность и механизм управления ею;

– разработка основ федеральной политики и программ в сфере государственного, экономического, социального, культурного, национального и экологического развития РФ;

– установление правовых основ функционирования и развития единого рынка;

– финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование, а также денежная эмиссия и основы ценовой политики;

– федеральные экономические службы;

– федеральные бюджет, сборы и налоги, фонды регионального развития;

– федеральные энергетические системы, а также ядерная энергетика;

– федеральные транспорт и пути сообщения, связь и информация;

– вопросы космоса;

– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, а также вопросы войны и мира;

– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

– оборона и безопасность, производство вооружения, установление порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества;

– вопросы производства ядовитых веществ и наркотических средств, а также порядка их использования;

– регламентация статуса и защиты государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации;

– система судоустройства и прокуратуры;

– уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

– решение вопросов амнистии и помилования;

– правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– официальный бухгалтерский и статистический учет;

– федеральная государственная служба;

– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

– метеорологическая служба, стандарты и эталоны, метрическая система и исчисление времени, картография, геодезия, наименования географических объектов;

– федеральное коллизионное право.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), которые отличаются прямым действием на территории всей РФ. При этом ФЗ не могут противоречить ФКЗ и устанавливать новые элементы предмета ведения Российской Федерации.

В пределах предмета ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ общегосударственные и региональные органы исполнительной власти формируют единую систему исполнительной власти в России.

Для осуществления своих полномочий общегосударственные органы исполнительной власти могут создавать территориальные органы и соответственно назначать должностных лиц.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы могут передавать им на осуществление часть своих полномочий в случаях, если это не противоречит положениям Конституции и ФЗ.

По соглашению с федеральными органами исполнительной власти региональные органы вправе передавать им на осуществление часть полномочий из своего предмета ведения.

Президент и Правительство обязаны обеспечивать осуществление общегосударственными органами власти полномочий из своего предмета ведения на всей территории РФ в полном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.