В соответствии с положениями статьи 21 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года) высший исполнительный орган государственной власти региона разрабатывает и реализует меры по обеспечению своего комплексного социально-экономического развития, а также участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологического благополучия.

К правомочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относят:

– правомочие по осуществлению в пределах собственных полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав человека, охране общественного порядка и собственности, противодействию экстремизму и терроризму, а также борьбе с преступностью;

– правомочие по разработке для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган региона проекта его бюджета, а также проектов программ его социально-экономического развития;

– правомочие по обеспечению исполнения бюджета субъекта РФ и подготовке отчета о его исполнении, а также отчетов о выполнении программ его социально-экономического развития для представления их высшим должностным лицом региона в его законодательный орган власти;

– правомочие по формированию иных органов исполнительной власти субъекта РФ;

– правомочие по управлению и распоряжению собственностью региона и федеральной собственностью, которая была передана субъекту РФ в управление;

– правомочия по реализации иных полномочий, которые установлены федеральными законами, конституцией (или уставом) и законами субъекта России, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Правомочия органов государственной власти территории по предметам ведения субъектов РФ осуществляются ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отдельные правомочия органов государственной власти региона могут временно возлагаться на федеральные органы или должностные лица, которые назначаются ими в определенных случаях (стихийные бедствия, катастрофы и т.д.).

Решение о возложении тех или иных правомочий на федеральные органы государственной власти принимает Президент РФ по согласованию с Советом Федерации России.

Однако на федеральные органы госвласти не должны возлагаться правомочия органов госвласти региона по принятию конституции (или устава) субъекта РФ и поправок к ним, по изменению статуса региона, по изменению границ между субъектами РФ, по установлению системы органов госвласти субъекта РФ.

В предусмотренных законом случаях в субъекте РФ может вводиться временная финансовая администрация на срок до 1 года по ходатайству Правительства России решением Верховного Суда РФ.

Для восстановления платежеспособности региона временная финансовая администрация:

– принимает действия по проведению реструктуризации просроченной задолженности субъекта России;

– подготавливает проект закона субъекта РФ о внесении дополнений и изменений в положения закона о его бюджете на текущий год;

– подготавливает проект его бюджета на следующий год (годы);

– представляет указанные проекты в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а в определенных случаях и в Правительство России.

Также временная администрация обеспечивает контроль за исполнением принятого бюджета региона и реализует иные правомочия, которые предусмотрены в Бюджетном кодексе РФ.