В соответствии с положениями статьи 73 Конституции субъекты Российской Федерации вне пределов предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам их совместного ведения с регионами наделены всей полнотой государственной власти.

Согласно статье 76 Конституции по предметам ведения РФ должны приниматься федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативно-правовые акты регионов.

Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, самостоятельно реализуют правовое регламентирование, в том числе принятие законов и других нормативно-правовых актов.

Законы и иные акты субъектов не должны противоречить положениям федеральных законов. При наличии подобных противоречий действует ФЗ.

Однако в случае наличия противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым актом региона, изданным им исключительно по вопросам собственной компетенции, действуют положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 77 Конституции региональная система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами построения исполнительных и представительных органов государственной власти, которые установлены в федеральном законодательстве.

В соответствии с положениями статьи 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года) законодательный (представительный) орган государственной власти региона реализует следующие функции:

– принимает конституцию или устав субъекта Российской Федерации и поправки к ним;

– в пределах полномочий региона производит законодательное регламентирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения центра и региона;

– осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией, указанным ФЗ, иными федеральными законами, конституцией (либо уставом) и законодательством субъекта.

Согласно вышеуказанному нормативному акту Законом субъекта РФ:

– утверждаются бюджет региона и отчет о его исполнении;

– в пределах определенных ФЗ полномочий определяется порядок проведения выборов в местные органы на территории региона Российской Федерации;

– утверждаются программы социально-экономического развития региона;

– определяется система налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

– утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов региона Российской Федерации и отчеты по их исполнению;

– устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью региона;

– утверждаются заключения и расторжения договоров субъектов РФ;

– устанавливается порядок проведения и назначения референдумов на территории региона;

– устанавливается порядок организации и проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ;

– реализуется административно-территориальное устройство территории и порядок его изменения;

– устанавливается система исполнительных органов государственной власти территории;

– регулируются другие вопросы, которые согласно Конституции РФ и федеральным законам, конституции (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям Российской Федерации.

В форме постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

– принимается регламент данного органа власти, определяется внутренний распорядок его деятельности;

– назначаются и освобождаются от должности отдельные должностные лица региона, а также оформляется согласие на их назначение на должность;

– определяется дата выборов в законодательный  орган государственной власти территории;

– назначается референдум субъекта Российской Федерации в предусмотренных законом региона случаях;

– оформляется решение о недоверии (либо доверии) высшему должностному лицу субъекта России, а также решение о недоверии (либо доверии) руководителям органов исполнительной власти региона РФ, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти территории принимал участие;

– утверждается соглашение по изменению границ субъектов Российской Федерации;

– одобряется проект договора о разграничении полномочий;

– назначаются на должность судьи конституционного либо уставного суда территории;

– оформляются другие решения по вопросам, которые отнесены к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ Конституцией России, федеральными законами, конституцией (либо уставом) и законами субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, которые установлены конституцией или уставом субъекта РФ и его законами:

– наряду с иными уполномоченными на это органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов региона, исполнением его бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью региона;

– реализует иные полномочия, которые предусмотрены Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

В случае, если конституцией (либо уставом) региона установлен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта, то его законы принимаются палатой, сформированной согласно пункту 4 статьи 4 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Решение о наделении гражданина России полномочиями высшего должностного лица региона должны приниматься на совместном заседании палат. Иные полномочия каждой из палат должны осуществляться на основании указанного ФЗ, конституции (либо устава) и законов субъекта РФ.