Рассмотрим государственное устройство как институт конституционного права РФ.

Государственное устройство РФ представляет собой один из основополагающих институтов конституционного права России. Его нормы регламентируют широкий спектр общественных отношений, которые устанавливаются при создании и функционировании РФ и её субъектов. Они не только регламентируют разные стороны государственного устройства РФ, но и заметно влияют на содержание остальных конституционно-правовых институтов.

Нормы института государственного устройства отражены в главе 3 Конституции РФ, которая называется «Федеративное устройство». В ней определены правовые основы статуса РФ и её субъектов, приведен полный перечень данных субъектов, установлена исключительная и совместная с субъектами компетенция РФ.

Нормы института государственного устройства также имеются в Федеративном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 года, в нормативных актах права органов государственной власти РФ, в конституциях, уставах и иных законодательных актах субъектов РФ. Однако федерация в России рассматривается Конституцией РФ не только как форма государственного устройства, но и как одна из основ конституционного строя России. В государственном устройстве РФ, основанном на принципе федерализма, находит одно из проявлений её демократическая сущность.

В России федерализм представляет собой, прежде всего, государственную организацию национальных отношений. Как свидетельствует исторический опыт построения отечественного федерализма, его жизненная необходимость связана с решением национального вопроса в Республике и осуществлением суверенитета наций, которые составляют многонациональный народ РФ.

Российский федерализм способствует свободному развитию наций и народностей, которые проживают на территории России. Он находит выражение в создании разных форм национальной государственности для народов РФ – республик, автономных округов, автономной области, а также в возможности преобразования одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей также предполагает право на развитие национальных языков. Вместе с тем российский федерализм представляет не только форму для разрешения национального вопроса в рамках многонациональной Республики, но и форму по демократизации механизма управления государством.

Федерализм отличается существенными преимуществами в данном плане в сравнении с унитаризмом. Децентрализация государственной власти и дальнейшее её распределение по регионам выступают важными гарантиями демократизации процесса управления государством. Центральные органы в подобных условиях лишены монополии на власть и по этой причине лишены права произвольно использовать её, поскольку она повсеместно сопровождается сдержками и противовесами. В результате формируется больше возможностей для построения системы управления на местах в соответствии с интересами субъектов, при этом интересы одного региона не становятся жертвой реализации интересов других территорий. Как следствие образуется большое количество центров интересов, которые характеризуются особенностями, создается единство в разнообразии, что и характеризует высшую цель в общественном развитии.

Децентрализация государственной власти на принципе федерализма реализуется разграничением предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами (республиками, краями, областями, автономными округами, автономной областью, городами федерального значения).

Основы правового статуса субъектов РФ установлены и гарантируются Конституцией РФ. При этом конституции республик, уставы краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения не могут противоречить положениям Конституции России. Полномочия РФ, которые не отнесены Конституцией к ведению РФ или к совместному ведению Федерации и субъектов РФ, осуществляются регионами самостоятельно в соответствии с положениями Конституции РФ.

Федеративное устройство России основано на совокупности принципов, которые выступают исходными началами в территориальном устройстве РФ и её субъектов. Согласно статье 5 Конституции РФ к ним относятся:

– государственная целостность Российской Федерации;

– единство системы государственной власти РФ;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

– равноправие и самоопределение народов России;

– равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Таким образом, государственное устройство РФ выступает одним из основополагающих институтов конституционного права России.