Определим причины и порядок ограничения прав и свобод человека в условиях режима чрезвычайного положения.

Объективная потребность во временном ограничении прав и свобод может возникнуть в определенных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В Конституции России строго обозначены рамки, порядок и причины для подобных ограничений.

В части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права и свободы могут ограничиваться федеральным законодательством лишь в той мере, в какой необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности государства.

Вышеуказанная общая норма находит конкретизацию в статье 56 Основного закона, где зафиксирована допустимость введения отдельных ограничений в правах и свободах в условиях чрезвычайного положения.

Согласно части 1 статьи 56 Конституции России в ситуации чрезвычайного положения для гарантии безопасности граждан и защиты конституционного строя России в соответствии с положениями ФКЗ «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года (в ред. от 03 июля 2016 года) возможно установление отдельных ограничений в правах и свободах, но с обязательным указанием пределов и срока их применения.

Согласно данному ФКЗ к условиям, при которых допускается введение чрезвычайного положения, отнесены:

во-первых, попытка насильственного изменения конституционного строя, захвата либо присвоения власти, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, террористические акты, а также региональные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;

во-вторых, чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, чрезвычайные экологические ситуации, которые требуют проведения масштабных аварийно-спасательных и иных неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории всей России, не может превышать 30 суток, а при введении его в отдельных регионах, – 60 суток. При этом по истечении указанных сроков чрезвычайное положение считается завершенным. Если в течение данного срока поставленные цели не были достигнуты, то срок его действия может продляться указом Президента РФ, но при соблюдении установленных ФКЗ требований.

Не подлежат ограничению следующие права:

– право на жизнь (статья 20 Конституции РФ);

– право на охрану достоинства (ст. 21);

– право на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну, защиту доброго имени и чести (часть 1 статья 23);

– право на ознакомление с документами, которые затрагивают права человека (статья 24);

– свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28);

– право на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности (часть 1 статья 34);

– право на жилище (часть 1 статья 40);

– право на получение квалифицированной юридической помощи и помощи адвоката (защитника) (ст. 48);

– свобода от обязательства доказывать свою невиновность (ст. 49);

– право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на прошение о помиловании либо смягчении наложенного наказания (ст. 50);

– свобода от обязательства свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников (ст. 51);

– право потерпевших на осуществление правосудия и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);

– право на возмещение государством вреда, который был причинен незаконными действиями (либо бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц (ст. 53);

– никто не может нести ответственность за те деяния, которые на момент их совершения не признавались правонарушениями, а если после их совершения ответственность за них была устранена либо смягчена, то должны применяться положения нового закона (ст. 54).

В ФКЗ «О чрезвычайном положении» отмечено, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны отражаться полный перечень временных ограничений прав и свобод российских и иностранных граждан либо лиц без гражданства.

В вышеуказанном законе имеется конкретный перечень подобного рода ограничений. Он затрагивает свободы передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, демонстраций, митингов, шествий и других массовых мероприятий, забастовок, а также иных отраженных в законе прав и свобод.