kolona.jpg

В соответствии с положениями статьи 60 Конституции РФ гражданин России вправе самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с возраста 18 лет. Данное положение затрагивает, прежде всего, характеристику политических прав и свобод человека.

В статье 32 Конституции дана характеристика такому политическому праву человека как право участвовать в управлении делами государства. Оно является наиболее общим и объединяет все остальные политические права и свободы. Правомочие каждого члена того или иного сообщества и ассоциации, принимать участие в управлении общими делами, является неотъемлемой демократической характеристикой и началом в её организации.

Указанное политическое право может осуществляться в разных формах: как непосредственной, так и посредством представителей.

К непосредственным формам относят участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти.

В действующем законодательстве о референдуме и выборах обеспечены широкие гарантии по реализации гражданами вышеуказанных политических прав. В основе характеристики порядка организации референдумов и выборов заложены принципы всеобщего равного и прямого волеизъявления и тайного голосования.

Согласно характеристике положений ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 года (в ред. от 19 июня 2017 года), кроме Конституционного Собрания (случаи, предусмотренные частью 3 статьи 135 Конституции) и федеральных органов государственной власти (случаи, предусмотренные международными договорами РФ и ФКЗ «О референдуме РФ») лишь граждане обладают инициативой по проведению референдума.

В случае проведении референдума и выборов гражданам предоставляются все возможности для активного их участия на всех этапах их подготовки, а также в процессе голосования и последующего подсчета поданных голосов.

Участие населения в политическом управлении государством также реализуется посредством воздействия на деятельность своих депутатов представительных органов всех уровней через разные формы выражения мнения общества о характеристике качества государственного руководства, о правильности избранных направлений государственной политики и т.д.

Одной из основных форм участия граждан в отправлении политической власти на местах выступает система местного самоуправления.

Эффективность реализации политических прав сильно зависит от активности и инициативности граждан, которые, в свою очередь, зависят от характеристики уровня их правовой и политической культуры.

Гражданам России обеспечен равный доступ к системе государственной службы, исходя из характеристики их способностей и профессиональной подготовки.

В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. (ред. от 26 июля 2017 года) на гражданскую службу могут поступать граждане России, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком России, соответствующие установленным квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет. При поступлении на государственную службу и её прохождении запрещено установление каких-либо косвенных или прямых ограничений и преимуществ в зависимости от расы, национальности, пола, языка, происхождения, должностного и имущественного положения и т.д.

Одной из форм привлечения граждан к разрешению государственных дел выступает их участие в отправлении правосудия. Данное правомочие реализуется гражданами, которые привлекаются в качестве присяжных и заседателей.

В статье 33 Конституции РФ регламентировано право граждан обращаться индивидуально и коллективно в государственные и местные органы. В зависимости от содержания обращения граждан могут иметь форму заявления, жалобы или предложения. Наиболее распространены на практике заявления и жалобы.

Правоотношения, которые связаны с реализацией права на обращение в государственные и местные органы регламентируются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года (в ред. от 3 ноября 2015 года). В законе содержится характеристика порядка рассмотрения государственными и местными органами и их должностными лицами обращений граждан.

В статье 30 Конституции предусмотрено право каждого на объединение, в том числе право создавать профсоюзы с целью защиты собственных интересов. Оно позволяет гражданам использовать для этого разные формы совместной общественной и политической организованной деятельности путем объединения усилий для осуществления определенных задач. Согласно части 2 статьи 30 Конституции никто не может принуждаться к вступлению в то или иное объединение либо пребыванию в нём. Порядок их создания и регистрации уставов установлен в законодательстве, а именно в ФЗ «Об общественных объединениях» был принят 19 мая 1995 года (в ред. от 2 июня 2016 года). Он устанавливает общие начала, которые регламентируют деятельность всех видов общественных объединений, за исключением коммерческих и религиозных.

Закон предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных).

В статье 5 ФЗ общественное объединение характеризуется как самоуправляемое и добровольное некоммерческое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединившихся по причине общности интересов и для достижения общих целей, отраженных в его уставе.

ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает характеристику шести различных организационно-правовых форм общественных объединений, что объясняется разнообразным характером целей их создания. К ним относят:

– общественная организация;

– общественный фонд;

– общественное движение;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности;

– политическая партия.

Общественные организации и политические партии в качестве отличительной черты имеют членство, которое во всех остальных формах не предусмотрено, а состоящих в них именуют участниками.

В зависимости от характеристики территории действия различают: общероссийские, межрегиональные, региональные или местные общественные объединения.

Особенное место в системе общественных объединений и политической системе любого демократического государства отведено политическим партиям. Они создаются для политической деятельности, принимают участие непосредственно в решение государственных проблем и в избирательных кампаниях.

Выделяют следующие требования, которым должны отвечать политические партии:

– она должна иметь региональные отделения в более чем половине субъектов России, при этом в одном субъекте РФ может создаваться лишь одно отделение этой партии;

в составе политической партии должно насчитываться не менее 50 тысяч членов. При этом в более чем половине субъектов России в региональных отделениях должны состоять не менее 500 членов политической партии, а в остальных региональных отделениях количество членов должно быть не меньше 250. Член политической партии может быть только в одном региональном отделении;

– все органы партии и её региональные отделения, а также иные структурные подразделения обязательно должны находиться на территории России.

Отражением политической и социальной активности граждан, их влияния на управление государством выступает право собираться без оружия, мирно, а также проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия, пикетирование.

Обеспечению реализации вышеуказанного права граждан способствует ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года (в ред. от 7 июня 2017 года).

В ФЗ указаны принципы проведения публичного мероприятия, к числу которых отнесены законность и добровольность участия.

При проведении публичного мероприятия его участники обязаны:

– выполнять все легальные требования его организаторов, уполномоченных ими лиц, уполномоченного представителя органа власти;

– соблюдать регламент проведения публичного мероприятия и общественный порядок.

Уведомление о проведении публичного мероприятия должно подаваться его организатором письменно в орган исполнительной власти субъекта России либо муниципалитета в срок не раньше 15 и не позже 10 дней до дня его проведения. В процессе пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позже трех дней до дня его проведения. При этом публичное мероприятие должно начинаться после 7 часов и заканчиваться до 23 часов дня по местному времени.

Таким образом, рассмотрение характеристики политических прав и свобод человека позволяет установить их содержательную сторону.