kolona.jpg

Политические права и свободы отражены в Конституции в статьях 30-33. Политические права предполагают обладанием индивидом гражданством данного государства. В Конституции личные права адресуются каждому, а политические права – лишь гражданам государства.

Взаимосвязи политических прав и свобод и гражданства не означают, однако, их вторичности и производности от политической воли государства. Они выступают естественными правами и свободами каждого гражданина справедливого государства. В связи с подобным характером эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных государством. Наряду с личными правами и свободами человека, государство признает и защищает политические права, что прямо закреплено в статье 2 Конституции России.

Естественная сущность прав и свобод гражданина происходит из того факта, что единственным источником власти и носителем суверенитета в России является её многонациональный народ. Указанная ключевая основа конституционного строя РФ на практике реализуется посредством политических прав и свобод каждого гражданина. Граждане, которые ассоциированы как народ, реализуют власть. Каждый в определенной степени участвует в реализации политической власти.

Согласно положениям статьи 60 Конституции РФ гражданин России вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Прежде всего, данная норма затрагивает политические права и свободы.

Наиболее общим для всех других политических прав и свобод выступает право на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции).

Каждый член любого сообщества имеет право участвовать в управлении его общими делами, что является неотъемлемым демократическим началом организации данного общества. Закрепленное в статье 32 Конституции право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан (народу), поскольку народ не принимает участия в управлении, он осуществляет власть, то есть является субъектом этой власти.

В статье 33 Конституции закреплено право граждан направлять индивидуальные либо коллективные обращения в государственные и местные органы власти. Оно является важным инструментом проявления общественной и политической активности индивида, его заинтересованности в участии общественных делах, а также защиты им собственных политических прав.

Статья 30 Конституции закрепляет за каждым право на объединение, в том числе право инициировать создание профсоюзов для защиты своих интересов. Данная политическая свобода позволяет гражданам объединять усилия для достижения определенных задач, использовать для этого разные формы совместной организованной общественной деятельности.

Общественные объединения стимулируют развитие политической самодеятельности и активности личностей, способствуют удовлетворению их разнообразных интересов. Вступление или принятие гражданина в члены объединения происходит на добровольных принципах согласно условиям его уставе. Никто не может принуждаться к вступлению в то или иное объединение либо пребыванию в нём (часть 2 статьи 30 Конституции РФ).

Выражением политической и социальной активности граждан, их влияния на процессы управления государством выступает их право собираться мирно, а также проводить собрания, демонстрации, митинги, шествия, пикетирование (статья 31 Конституции).

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года (в ред. от 7 июня 2017 года) направлен на создание условий для реализации предусмотренного Конституцией РФ политического права граждан собираться мирно, а также проводить собрания, демонстрации, шествия, митинги, пикетирование.

В вышеуказанном ФЗ применяются следующие основные понятия:

во-первых, публичное мероприятие – это мирная, открытая, доступная для каждого и проводимая в форме собрания, демонстрации, митинга, шествия либо пикетирования или в разных сочетаниях данных форм акция, которая осуществляется по инициативе граждан России, политических партий, иных общественных и религиозных объединений. Его целью выступает свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по разным вопросам социальной, экономической, внешнеполитической, политической и культурной жизни государства;

во-вторых, собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте с целью коллективного обсуждения тех или иных общественно и политически значимых вопросов;

в-третьих, митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте с целью публичного выражения общественной позиции по актуальным проблемам, которые имеют преимущественно политический характер;

в-четвертых, демонстрация – это организованное публичное выражение общественной позиции группой граждан с применением в процессе передвижения плакатов, транспарантов и других средств для наглядной агитации общества и отдельных его членов;

в-пятых, шествие – это массовое прохождение граждан по заранее установленному маршруту для привлечения внимания к тем или иным проблемам;

в-шестых, пикетирование – это форма публичного выражения мнения, которое происходит без передвижения и применения звукоусиливающих технических средств посредством размещения у пикетируемого объекта одного либо более граждан, использующих транспаранты, плакаты и другие средства для наглядной агитации.

В законе отражены принципы проведения публичного мероприятия: законность проведения и добровольность участия индивидов в нём.

В качестве участников публичного мероприятия признают граждан, членов политических партий, членов и участников иных общественных и религиозных объединений, которые добровольно участвуют в нём.

Таким образом, содержание политических прав и свобод человека показывает их внутреннюю сущность.