В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят следующие автономные округа и автономная область: Еврейская автономная область, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область представляет собой одну из форм национальной государственности народов России и выступает национально-государственным образованием.

Автономный округ является национальным государственным образованием, который отличается особым национальным составом и своеобразным бытом населения. Автономный округ выступает специфической формой национальной государственности этнических групп и малых народностей Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. В Законе от 15 декабря 1990 года автономные округа наделялись правом самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав РФ – через область, край либо непосредственно. Подобным правом воспользовался Чукотский автономный округ, в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 года он входит в состав РФ непосредственно.

В действующей Конституция России подобная возможность не нашла своего отражения. В части 4 статьи 66 Основного закона отмечено, что отношения автономных округов в составе края либо области могут регламентироваться федеральным законодательством и договором между органами государственной власти автономного округа и края либо области. В части 3 статьи 67 указано, что границы между субъектами России могут изменяться лишь при их взаимном согласии.

Автономные округа отличаются огромной территорией при относительно небольшой численности своего населения. Как правило, в нём проживает несколько народностей. Так, Ханты-Мансийский автономный округ населяют ханты, манси, ненцы и коми; Чукотский – чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры и коряки.

Статус автономной области и округа указывается в Конституции РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 года, который включает Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и органами госвласти автономных округов и области; а также в других федеральных актах.

Согласно статье 66 Конституции по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа или области может приниматься федеральный закон об автономном округе или автономной области.

Автономные округа и область характеризуются элементами учредительной власти, что проявляется в их праве принимать собственные уставы и законы, а также иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором в уставе автономного округа или области закрепляется их право решать все вопросы в рамках компетенции, принимать нормативно-правовые акты и иметь символику. Они имеют в своём составе административный центр.

Автономные округа и область располагают своей территорией, границы которой без их согласия не могут быть изменены. Их статус области может изменяться по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта в полном соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономные округа и область формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, при этом они должны функционировать на основе Конституции РФ, Федеративного договора, а также уставов этих регионов.

В действующей Конституции предусмотрена возможность непосредственного участия представителей автономий при решении вопросов, которые отнесены к компетенции РФ. В этой связи от них избираются депутаты в Государственную Думу РФ, а в состав Совета Федерации делегируются по два представителя. Представительные органы власти автономий наделены правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономные округа и область выступают самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, а также соглашений с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами РФ, но при условии соблюдения положений Конституции и законов РФ. Координация международных и внешнеэкономических связей автономных округов и автономной области обеспечивается федеральными органами госвласти России.

Взаимоотношения между автономными округами в составе краев либо областей регулируются уставами данных краев и областей, а также уставами соответствующих автономных округов.

В Конституции России и уставах автономных округов и области определяются предметы ведения автономий. Часть из них формирует предметы совместного ведения РФ и автономий в её составе. Подобные вопросы разрешаются совместно федеральными органами и органами власти автономных округов и области. Вопросы из сферы ведения самих автономий, то есть находящиеся вне пределов ведения РФ, разрешаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении РФ и автономий находятся следующие вопросы:

– обеспечение полного соответствия уставов, законов и других нормативно- правовых актов автономных округов и области положениям Конституции России и федеральных законов;

– обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

– защита прав и свобод гражданина и человека;

– защита прав национальных меньшинств;

– защита режима пограничных зон.

К совместному ведению РФ и автономий относится широкий круг вопросов законодательного регламентирования:

– административное и административно-процессуальное законодательство;

– трудовое законодательство;

– жилищное законодательство;

– семейное законодательство;

– земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и автономий также отнесены кадры правоохранительных и судебных органов, нотариат и адвокатура, установление общих принципов по построению системы органов власти и муниципального самоуправления.

В сфере экономического, социального и культурного строительства к совместному ведению отнесены следующие вопросы:

– владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и иными природными ресурсами. Эти вопросы регулируются федеральными кодексами и законами, а также правовыми актами автономных округов и области;

– разграничение объектов государственной собственности;

– природопользование;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

– воспитание, образование, наука, культура, физическая культура и массовый спорт;

– охрана памятников культуры и истории;

– защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

– координация вопросов здравоохранения;

– защита семьи, детства, материнства, отцовства;

– социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

– меры по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий.

Согласно статье 76 Конституции России по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в полном соответствии с ними нормативно-правовые акты субъектов России.

Федеральные органы государственной власти направляют законопроекты по предметам совместного ведения автономным округам и области для обсуждения и представления ими предложений.

Полномочия государственной власти, которые не отнесены к ведению федеральных органов госвласти и к совместному ведению, реализуются органами государственной власти автономных округов или автономной области самостоятельно в соответствии с положениями Конституции России. Они выступают исключительными полномочиями органов госвласти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти при наличии соглашения с органами исполнительной власти автономных округов и области вправе передавать им на реализацию часть своих полномочий. По соглашению с федеральными органами исполнительной власти органы исполнительной власти автономий также могут передать им на реализацию часть собственных полномочий.