
Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения
В состав Российской Федерации входят 9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения. Они выступают государственно-территориальными образованиями в составе РФ, которые согласно положениям статьи 65 Конституцией наделены конституционно-правовым статусом её субъектов.
Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения регламентируется:
– главой 3 Конституции России;
– Федеративным договором от 31 марта 1992 года, который включает Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами госвласти РФ;
– иными федеральными законами.
Края, области и города федерального значения, будучи субъектами РФ, имеют определенную учредительную власть. Согласно своему конституционно-правовому статусу они вправе принимать собственные уставы, региональные законы и другие нормативно-правовые акты.
В уставе края, области, города федерального значения закрепляется:
– их конституционно-правовой статус;
– принципы организации государственной власти на региональном уровне;
– порядок их нормотворческой деятельности;
– административно-территориальное деление;
– механизм организации местного самоуправления.
Края, области, города федерального значения имеют свою территорию, границы которой не должны изменяться без их согласия.
Каждый край, область, город федерального значения формируют органы исполнительной, законодательной и судебной власти, функционирующие на основе Конституции России и устава данного региона.
Органы власти краев, областей, городов федерального значения относятся к органам государственной власти субъектов РФ.
Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения предполагает наличие собственной символики. Они выступают участниками внешнеэкономических связей, соглашений с другими регионами, если это не противоречит Конституции и законам России.
Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения может изменяться лишь при наличии взаимного согласия РФ и соответствующего региона и согласно положениям федерального конституционного закона. В отдельных уставах прописан порядок изменения их конституционно-правового статуса.
В Конституции России гарантируется участие регионов в решении вопросов, которые отнесены к компетенции РФ. В этой связи от них в состав Совета Федерации входят по два представителя, а также избираются депутаты в Государственную Думу.
Представительные органы власти субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Помимо этого, представительные органы и администрации регионов вправе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты тех актов, принятие которых было отнесено к компетенции Президента и Правительства.
Края и области имеют собственные административные центры. Конституция России, Федеративный договор и уставы субъектов РФ устанавливают предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и её субъектов и предметы, которые находятся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.
В соответствии с Конституцией России и Федеративным договором, в совместное ведение РФ и рассматриваемой категории регионов в сфере государственного строительства входит:
– обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативно-правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и ФЗ;
– обеспечение правопорядка, законности и общественной безопасности;
– защита свобод и прав человека и гражданина;
– защита прав национальных меньшинств;
– режим пограничных зон.
В совместном ведении РФ и краев, областей и городов федерального значения находится:
– широкий круг вопросов в сфере законодательного регламентирования, который включает административное, административно-процессуальное, семейное, жилищное, трудовое, лесное и водное законодательство, а также законы о недрах и об охране окружающей среды.
– кадры правоохранительных и судебных органов;
– нотариат и адвокатура;
– общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в совместном ведении РФ и регионов находятся следующие вопросы:
– владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и иными природными ресурсами;
– разграничение объектов государственной собственности;
– охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности;
– природопользование;
– особо охраняемые природные территории;
– общие принципы налогообложения и сборов в России.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и иными природными ресурсами регламентируются законами РФ и правовыми актами краев, областей, городов федерального значения. По взаимной договоренности федеральных и региональных органов государственной власти устанавливается статус федеральных природных ресурсов.
Российская Федерация и субъекты РФ совместно занимаются:
– общими вопросами образования, науки, культуры, воспитания, физической культуры и спорта;
– охраной памятников культуры и истории;
– защитой традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных этнических общностей;
– координацией вопросов медицины и здравоохранения;
– защитой семьи, детства, материнства и отцовства;
– социальной защитой, в том числе и социальным обеспечением;
– реализацией мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и эпидемиями, а также ликвидацией их последствий.
В соответствии со статьей 76 Конституции России по предметам совместного ведения РФ и регионов должны издаваться федеральные законы, согласно которым органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения имеют свой конституционно-правовой статус, производят собственное правовое регламентирование в пределах собственной компетенции, принимая для этого свои нормативно-правовые акты.
Проекты законов по предметам совместного ведения должны направляться субъектам РФ для предварительного обсуждения и представления предложений.
Все полномочия, которые не относятся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному их ведению с регионами, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения на самостоятельной основе, но в соответствии с Конституцией РФ.
Конституционно-правовой статус Москвы как субъекта РФ характеризуется определенными особенностями. В соответствии с законом РФ от 15 апреля 1993 года «О статусе столицы РФ», в виду осуществления Москвой функций столицы России, органы государственной власти данного города:
– предоставляют федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в России здания, строения, земельные участки, сооружения и помещения, жилищный фонд, транспортные, жилищно-коммунальные и другие услуги;
– создают условия для проведения международных и общегосударственных мероприятий;
– согласовывают проект генерального плана развития Москвы с федеральными органами госвласти России;
– принимают участие в разработке и реализации целевых федеральных программ развития столицы;
– участвуют в содержании и положительном развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных систем на территории столицы.
Земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти столицы для размещения зданий, строений, сооружений, требующихся федеральным органам государственной власти РФ для исполнения ими своих полномочий. Они приобретают подобные участки в установленном порядке в федеральную собственность либо предоставляются им в аренду согласно Генеральному плану развития столицы и программами развития отдельных территорий городов.
Здания, строения, сооружения и помещения в собственности города Москвы передаются властями столицы федеральным органам госвласти, представительствам регионов, дипломатическим представительствам иностранных государств (если иное не установлено международными договорами России) в аренду в установленном законом порядке.