kolona.jpg

Изучим историю развития законодательства о гражданстве в России, определим этапы развития и их характерные черты.

Необходимым условием качественного изучения действующего законодательства о гражданстве является анализ истории развития законодательства о гражданстве в России. Важно выявить динамику развития правового регламентирования различных аспектов данной сферы.

В царской России было подданство, а не гражданство. При этом законодательство о подданстве имело черты средневековых и феодальных начал. Оно не предполагало юридического равенства подданных.

В Российской империи подданные разделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

природные подданные, в составе которых выделяются: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

инородцы (евреи и восточные народы);

финляндские обыватели.

Помимо этого, четыре группы природных подданных подразделялись на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) обладали свободой передвижения и бессрочными паспортами для проживания на всей территории империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали указанными привилегиями. В зависимости от принадлежности подданных к той или иной категории в законодательстве предусматривались существенные различия в их правах и обязанностях.

В истории советской России первым актом советской власти по рассматриваемым вопросам стал Декрет ВЦИК о ликвидации сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года.

В нём отмечалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы отменяются. В результате было установлено одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское подданство иностранцев, которые проживали в РСФСР, было дано местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам проводил регистрацию принятых в гражданство иностранцев и обеспечивал публикацию их списков для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении либо утрате российского подданства и о правах иностранцев на территории страны. Местным советам Конституцией были даны полномочия по предоставлению статуса гражданина России тем иностранцам, которые проживали и трудились в РСФСР, принадлежали к рабочему классу и трудовому крестьянству.

После создания Союза ССР было введено гражданство СССР. В статье 7 Конституции СССР 1924 года устанавливалось единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик.

29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. Согласно данному положению правом предоставления статуса гражданина наделялись ЦИК союзных республик. Трудящиеся иностранцы могли быть приняты в подданство исполкомами губернских и областных съездов Советов или ЦИК АССР.

13 июня 1930 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве Союза ССР. 23 ноября 1930 года был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него.

Конституция СССР 1936 года (как и более ранние конституции) утвердила принцип единого союзного гражданства. Согласно данной Конституции 19 августа 1938 года Верховным Советом был принят Закон о гражданстве СССР. В нем были сохранены сформировавшиеся принципы, однако присутствовали и новые положения.

В последующие годы принимались разнообразные акты, в которых указывались решения отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и его восстановления.

В Конституции СССР 1977 года получил конституционное отражение один из основных принципов в данной сфере: граждане СССР за границей находятся под защитой и покровительством государства. 1 декабря 1978 года был принят Закон о гражданстве СССР.

Новый этап развития государства (известный как перестройка) способствовал дальнейшему изменению союзного законодательства. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР, который сделал более открытым и прозрачным процесс правового регулирования отношений гражданства.

Дальнейшая история развития законодательства о гражданстве в России реализуется в рамках собственного законодательства о гражданстве РФ.

Декларация о государственном суверенитете России предопределила принятие 28 ноября 1991 года нового Закона «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон впервые подробно регламентировал все отношения, которые связаны с гражданством России.

31 мая 2002 года был принят новый федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нём отражены новые подходы государства к регулированию общественных отношений, связанных с вопросами рассматриваемой сферы.