Рассмотрим особенности и представителей классической юриспруденции в Риме.

Примерно к середине второго столетия нашей эры противоположные взгляды школы сабинианцев и школы прокулианцев заметно сблизились. В результате формируется так называемая классическая юриспруденция в Риме.

К классическим юристам периода принципата относят Папиниана, который являлся бывшим префектом претория. Папиниана считают и самым выдающимся представителем юриспруденции Рима.

Он был большим специалистом по решению сложных юридических казусов. Его именовали SPLENDISSI-MUS, то есть «блистательнейший».

Личные качества Папиниана характеризует такой факт. Император Каракалла, которого воспитывал и обучал Папиниан, совершил убийство своего брата Гету. Каракалла потребовал от Папиниана оправдать это преступление. В ответ Папиниан заявил: «Легче совершить братоубийство, чем его оправдать». В результате по приказу Каракаллы Папиниан был убит.

В период принципата при Октавиане Августе, отдельным юристам была дана особая привилегия, согласно ней консультации этих юристов получали обязательную силу для судей по определенным делам. Данные официальные консультации (IUS RESPONDENDI – авторитетные ответы или разъяснения по правовым вопросам) оформлялись как бы от имени императора.

Ответы юристов имели обязательную силу для судей и чиновников. При этом в ряде случаев юристы могли даже не мотивировать своё решение, ограничившись словом «Да» или «Нет». Юристы периода принципата создали учение об обычном праве, а также писаных законах.

По их мнению, к длительно соблюдавшемуся обычаю следует относится, как к праву и закону, если писаный закон отсутствует.

Воля народа выражается не только посредством голосования в народном собрании, но также и молчаливым согласием всех путём неприменения. Знание законов заключается не в удержании их слов, а уяснении содержания и значения законов. Юристы разграничивают действия, которые совершены против закона и в обход закона.

Павел как представитель классической юриспруденции Рима отмечал: «Против закона поступает тот, кто делает то, что запрещено законом. В обход же закона поступает тот, кто сохраняя слова закона, обходит его смысл».

Предметом содержания закона и права должны выступать часто повторяющиеся, а не редкие или единичные случаи. При толковании закона, нужно изучить, какое право использовали в прошлом в подобных ситуациях, «ибо обычай есть лучший толкователь закона». Заслуживает внимания формулировка касательно принцепсов: «Принцепс свободен от соблюдения законов».