
Формы функций государства
Формы функций государства представляют собой однородные действия, при помощи которых осуществляются различные направления деятельности государства.
В литературе выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства, реализуемые государственными органами и их должностными лицами.
Правовые формы деятельности государства отражены в Конституции РФ, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, а также других нормативных актах.
К правовым формам функций государства принято относить:
– правотворческая – это деятельность по разработке и изданию нормативных актов, которые способствуют осуществлению функций государства;
– правоприменительная – это деятельность по реализации нормативных актов на практике посредством принятия актов применения права, исполнению законов и разрешению различных управленческих вопросов;
– правоохранительная – это деятельность по защите прав и свобод человека, предупреждению новых правонарушений, а также привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.д.
К организационным формам функций государства относятся:
– организационно-регламентирующая форма функций государства: предполагает текущую работу отдельных структур по созданию условий для стабильного функционирования органов государства. Она включает подготовку проектов документов, организацию и проведение выборов, планирование и координацию действий государственных органов и т.п.;
– организационно-хозяйственная форма функций государства: включает оперативно-техническую и хозяйственную работу, которая связана с ведением бухгалтерского учета и статистики, кредитованием, снабжением и т.д.;
– организационно-идеологическая форма функций государства: предполагает повседневную работу по идеологическому обоснованию целесообразности выполнения определенных функций государства, разъяснение вновь принятых законов и т.д.
Вышеуказанные формы функций государства показывают различные группы внешне схожих направлений его деятельности.