
Виды правотворчества
Рассмотрим виды правотворчества, а также выявим особенности каждого из видов.
Правотворчество как правовая категория имеет богатое содержание и неоднородный характер. Оно предполагает деятельность соответствующих субъектов, которая направлена на определение общих правил поведения целевой аудитории. Сложность данной категории находит выражение и в различных видах правотворчества.
В литературе существуют разные подходы к классификации видов правотворчества в зависимости от соответствующего признака.
В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества:
– непосредственное правотворчество народа: реализуется в рамках референдумов, которые представляют собой всенародное голосование населения по важнейшим вопросам жизни общества и государства;
– правотворчество органов государственной власти: предполагает участие различных видов законодательных или исполнительных органов власти;
– правотворчество отдельных должностных лиц, состоящих на государственной службе (к примеру, президента, премьер-министра, губернатора и т.д.);
– правотворчество муниципальных органов;
– локальное правотворчество: осуществляется на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях;
– правотворчество общественных организаций.
В зависимости от степени значимости выделяют следующие виды правотворчества:
– законотворчество: предполагает нормотворчество высших представительных органов власти в лице парламентов, в ходе которого принимаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы в форме законов, утверждаемых по усложненной схеме;
– делегированное правотворчество: предполагает нормотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое по поручению парламента для оперативного решения актуальных проблем нормативного характера;
– подзаконное правотворчество: предполагает принятие нормативных актов субъектами, которые не входят в состав высших видов представительных органов власти. К ним относят: Президента, Правительство, министерства, губернаторов, глав администраций, а также руководителей и т.д. Следует отметить, что не все виды юридических норм нуждаются в обличении их в форму закону. Существуют ситуации и обстоятельства, при которых правовые нормы целесообразно принимать в виде подзаконных актов, нормативных договоров и т.д. Подзаконное нормотворчество отличается своей большей гибкостью и оперативностью. В его разработке обычно принимают участие грамотные специалисты в соответствующих сферах деятельности, имеющие высокий уровень компетентности. Однако подзаконное правотворчество отличается многочисленностью видов правовых актов и меньшей непрозрачностью их принятия.
В зависимости от качества результатов правотворчества выделяют следующие виды:
– зрелый вид правотворчества: предполагает принятие эффективных и юридически грамотных нормативно-правовых актов, соблюдение всех принципов и правил правотворческой деятельности;
– посредственный вид правотворчества: предполагает принятие нормативно-правовых актов с нарушением отдельных принципов и правил правотворческой деятельности, что снижает эффективность нормативного регулирования общественных отношений;
– незрелый вид правотворчества: предполагает принятие неэффективных и юридически неграмотных правовых актов, нарушение многих принципов и правил правотворческой деятельности.
В зависимости от сложности процедуры принятия существуют следующие виды правотворчества:
– простой вид: предполагает наличие минимального количества участников и стадий правотворческого процесса
– сложный вид: предполагает наличие нескольких участников и стадий правотворческого процесса, что обычно происходит при принятии наиболее важных нормативно-правовых актов. Подобный подход позволяет вовлечь в данный процесс всех заинтересованных лиц, обладающих необходимой компетенцией в сфере действия принимаемого документа, что способствует повышению качества его содержательной части.
Таким образом, правотворчество как правовая категория отличается богатым содержанием и неоднородностью. Сложность категории находит отражение и в наличии многих видов правотворчества. В литературе сложились разные подходы к классификации видов правотворчества в зависимости от соответствующего признака.