kolona.jpg

Определим сущность правотворчества, а также рассмотрим принципы правотворчества.

Правотворчество представляет собой деятельность, прежде всего, органов государственной власти, направленная на принятие, изменение и отмену юридических норм и нормативных актов.

В качестве субъектов правотворчества могут выступать:

– государственные (федеральные и региональные) органы власти;

– граждане при принятии законодательных актов на референдумах;

– негосударственные образования (органы местного самоуправления, профсоюзы), которые были наделены необходимыми полномочиями.

Сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, использование которых позволяет создать предпосылки для гармоничного общественного взаимодействия.

Правотворчество выступает одним из элементов правообразования, которое является более широким понятием. Правообразование – естественно-исторический процесс становления и развития права, в рамках которого осуществляется анализ и оценка сущности правовой действительности, разработка взглядов и теорий о прогрессивном правовом регулировании, а также выработка и издание нормативных предписаний. При этом правотворчество является завершающей стадией правообразования.

Возведение государственной воли в нормы права отражает сущность правотворчества. Нормы права принимают форму юридических предписаний, которые наделены общеобязательным характером.

Сущность правотворческой деятельности проявляется и в том, что она реализуется на основе принятых процессуальных норм и процедур, которые отражены в Конституции, законах, регламентах и т.д.

Таким образом, сущность правотворчества характеризуется тем, что:

– оно выступает главным инструментом управления делами общества, в нём находят предметное отражение стратегия развития государства и наиболее важные принципы поведения его представителей;

– оно предполагает активную и ответственную деятельность государственных служащих;

– его основным результатом выступают правовые нормы, находящие выражение преимущественно в нормативных актах (а также в правовых обычаях, юридических прецедентах, нормативных договорах);

– уровень и качество правотворчества, и соответственно качество издаваемых нормативно-правовых актов являются индикаторами развития цивилизованности и культуры общества.

Принципы правотворчества – основополагающие идеи и начала, исходные ориентиры в деятельности, которая связана с принятием, изменением или отменой юридических норм. Принципы правотворчества вступают ориентиром для субъектов, создающих право.

Правотворчество как юридическое явление характеризуется следующими основными принципами:

принцип законности, то есть оно должна производиться в рамках и на основе Конституции и в целом законодательства;

принцип системности, то есть результаты правотворчества (нормативные акты) должны соотноситься друг с другом в рамках единого правового механизма;

принцип ясности, то есть содержание нормативных актов должно быть понятно всем заинтересованным адресатам;

принцип гласности, то есть правотворческий процесс должен иметь открытый и прозрачный характер для широкой общественности;

принцип профессионализма, то есть правотворчество надлежит поручать лишь компетентным специалистам (юристам, экономистам и т.д.);

принцип научности, то есть в процессе подготовки нормативно-правовых актов следует учитывать объективные потребности развития общества, а также реальную социально- политическую, экономическую и стороны жизни государства;

принцип народовластия, то есть должно обеспечиваться максимально уместное участие граждан в данном процессе как непосредственно, так и через представителей;

принцип оперативности, то есть предполагает своевременность издания нормативных актов.

Таким образом, сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, применение которых позволяет сформировать условия для гармоничного устроения общественных отношений. Правотворчество характеризуется следующими принципами: законность, системность, ясность, гласность, профессионализм, научность, народовластие, оперативность.