kolona.jpg

Рассмотрим содержание и особенности процесса правотворчества субъектов РФ.

Согласно статье 76 Конституция России субъекты РФ наделены правом самостоятельно реализовывать своё правовое регулирование, в том числе посредством издания законов и иных нормативно-правовых актов, но вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ.

Подобное регулирование возможно в сфере принятия и изменения конституций или уставов субъектов РФ, их территориального устройства, государственной (на региональном уровне) и муниципальной службы, а также бюджета и налогов и т.д.

В результате осуществления правотворчества субъектов РФ создается нормативно-правовая основа для регулирования общественных отношений, которые возникают и развиваются в пределах соответствующей локации. Нормы региональных актов не должны противоречить федеральному законодательству в широком смысле данного термина.

Правотворчество субъектов РФ должно способствовать дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования, реализуемого в пределах того или иного государства.

В регионах РФ правотворческую деятельность могут осуществлять различные субъекты:

– законодательные органы власти;

– исполнительные органы власти;

– отдельные хозяйствующие субъекты;

– общественные организации.

К особенностям правотворчества субъектов РФ относят то, что:

– их полномочия в сфере правотворчества заметно расширились, поскольку регионы получили право самостоятельно издавать законы как акты высшей юридической силы. Данное обстоятельство произошло в рамках общих тенденций, направленных на децентрализацию государственности и укрепление в ней региональных элементов;

– в правотворчестве субъектов РФ заметное место занимают соглашения и договоры между регионами, которыми регламентируются вопросы экономической, культурной и иных сфер;

– правотворчество субъектов РФ характеризуется самобытностью, что отражает специфику исторического и культурного развития региона. Субъекты РФ вынуждены учитывать в механизме своего правового регулирования региональные национальные и иные особенности. Для решения данной задачи они вынуждены искать наиболее оптимальные пути развития и дальнейшей конкретизации положений общегосударственного законодательства;

– правотворчество субъектов РФ должно реализовываться в полном соответствии с положениями Конституции России и федеральным законодательством в предусмотренных Основным законом случаях;

– в субъектах РФ нормативные акты могут принимать и другие негосударственные структуры: местные органы власти, общественные организации и т.п.

К непременным принципам процесса правотворчества в субъектах РФ следует отнести:

– законность;

– научность;

– своевременность;

– прозрачность;

– ясность;

– эффективность.

Важным элементом качественной организации правотворчества субъектов РФ является профессионализм лиц, которым поручается его реализации. Они должны обладать достойным образованием, высоким уровнем компетентности, зрелости, понимания глубины и тенденций развития общественных процессов.

Таким образом, правотворчество субъектов РФ отличается своими особенностями. Оно позволяет создавать правовое основание для жизнедеятельности той части населения государства, которая проживает или осуществляет свою деятельность на территории соответствующего региона.