
Понятие и функции правотворчества
Исследуем содержание понятия правотворчества, а также выявим функции правотворчества.
Правотворчество – это деятельность управомоченных субъектов (прежде всего, органов государственной власти) по разработке, принятию, переработке и отмене нормативных правовых актов. Содержание нормативных актов отражено в совокупности юридических норм.
При рассмотрении содержания понятия правотворчество важно разграничивать деятельность, которую принято называть правотворчеством, и деятельность, включающую процессы правообразования.
Процесс правообразования происходит в глубинах социума. В этой связи государству необходимо лишь грамотно и эффективно оформлять соответствующие правовые запросы, которые уже сформировались в обществе. Иными словами, правотворчество следует рассматривать как завершающий этап правообразования.
Понятие правотворчества включает все виды и формы деятельности, направленной на перевод правовой воли общества в закон:
– принятие нормативно-правовых актов государственными органами;
– проведение референдума;
– заключение различных соглашений с нормами права;
– санкционирование обычаев;
– юридические прецеденты.
К принципам правотворчества можно отнести:
– демократизм;
– гуманизм;
– законность;
– профессионализм;
– научность;
– своевременность;
– актуальность.
Правотворчество как важный процесс управления общественными отношениями выполняет ряд функций.
Функции правотворчества – определенные направления воздействия правотворческой деятельности в приложении к праву.
Функции правотворчества выполняются при помощи определенных организационных форм правотворчества:
– в форме текущего правотворчества;
– в форме деятельности органов, уполномоченных на выполнение систематизации нормативных актов.
Правотворчество выполняет ряд функций.
Во-первых, функция новеллизации права.
В узком смысле понятие новеллизация права означает принятие абсолютно новых норм права – т.н. «новелл».
В широком смысле понятие новеллизация права (законодательства) предполагает принятие, изменение и отмену норм права или нормативно-правовых актов; санкционирование уже имеющихся норм (к примеру, обычаев).
Новеллизация права сопровождается изменением действующих норм права, то есть внесение новизны в содержание или форму права.
Новеллизируют право и так называемые интерпретационные акты в виде актов официального толкования норм права, к примеру, решения Конституционного Суда РФ, который является субъектом официального толкования законов в России.
Во-вторых, функция устранения (восполнения) пробелов в праве.
Следует отметить, что выполнение данной функции правотворчества реализуется лишь в результате действия субъекты правотворчества, что позволяет устранить пробелы в праве. При этом субъекты правоприменения могут лишь преодолевать пробелы в праве и законодательстве.
В-третьих, функция детализации (конкретизации) права.
Правотворчество выполняет данную функцию, когда нормы законов находят свою детализацию в нормах соответствующих подзаконных нормативных актах.
В-четвертых, функция систематизации законодательства.
В рамках выполнения данной функции правотворчества наиболее глубоким способом систематизации законодательства выступает его кодификация. Она позволяет упорядочить содержание и форму законодательства.
Представленные функции правотворчества находятся в диалектических взаимосвязях между собой, поскольку одна функция предполагает другую как причина вызывает наличие её следствия. Так, функция систематизации законодательства в форме его кодификации предполагает его новеллизацию, детализацию и восполнение пробелов.
Таким образом, правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов по разработке, принятию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Правотворчество выполняет следующие функции: новеллизация права, устранение пробелов в праве, детализация права, систематизация законодательства.