
Признаки и виды функций государства
Функции дают характеристику государству в развитии и динамике. Они взаимосвязаны с объективными видами потребностей, формируются в зависимости от типа государства и ключевых задач, средством выполнения которых и являются.
В функциях отражена социальная роль государства, содержание которой меняется в зависимости от исторического этапа его развития.
К существенным признакам функций государства принято относить:
– устоявшуюся предметную деятельность государственного образования в ключевых областях общественной жизни;
– прямая связь между сущностной чертой государства и его социальным предназначением;
– нацеленность работы государственного образования на решение важных задач и целей, которые возникают на каждом историческом этапе развития общества;
– определенные формы выполнения функций государства (как правило, правовые), которые предполагают использование особых методов.
Понятие функций не тождественно таким категориям как цели и задачи. Так цель государства – это то, к чему оно стремится, задачи – это промежуточные этапы и средства её достижения, а функции – это основные направления деятельности государства при решении соответствующих целей и задач. Таким образом, цели и задачи как бы задают содержание функций.
Последовательность формирования функций зависит от очередности целей и задач, которые встают перед государством в процессе его исторического развития. К обстоятельствам, от которых зависит содержание целей и задач, относят:
– потребности и интересы населения;
– экономические возможности общества;
– нравственный и культурный облик общества;
– уровень профессионализма государственных органов и их работников и т.д.
В различные временные периоды ключевое значение получают определенные цели и задачи государства, что предопределяет формирование соответствующих функций.
На одном этапе развития общества центр тяжести фокусируется в области экономики, что делает ключевой экономическую функцию в системе направлений деятельности государства. На другом этапе приоритетной становится сфера политики, что смещает акценты в соответствующую сферу и т.п.
В литературе выделяются различные подходы к классификации и выделению видов функций государства.
В зависимости от продолжительности действия различают следующие виды функций:
– постоянные (они реализуются на всех этапах развития государственного образования);
– временные (завершают действие по мере решения соответствующей задачи).
В зависимости от принципа разделения властей выделяют виды функций государства:
– законодательные (правотворческие);
– исполнительные (управленческие);
– судебные (конфликторазрешающие).
В зависимости от значения в деятельности государства различают такие виды функций как:
– основные (реализуются в первую очередь);
– неосновные (осуществляются по мере выполнения главных задач).
В зависимости от сферы общественной жизни, в которой они реализуются выделяют следующие виды:
– внутренние (связаны с деятельностью государства на внутренней сцене);
– внешние (возникают при решении задач в межгосударственной сфере).
Таким образом, признаки функций государства отражают набор ключевых их характеристик, а классификации видов функций государства отражают различные подходы к выделению групп однородных направлений его деятельности.