
Стадии законотворческого процесса
Рассмотрим состав стадий законотворческого процесса, а также определим содержание каждого этапа.
Законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. На современном этапе законотворческий процесс занимает особое место в системе правообразования и имеет свои отличительные признаки.
В литературе выделяют следующие стадии законотворческого процесса:
– стадия законодательной инициативы;
– стадия обсуждения законопроекта;
– стадия принятия закона;
– стадия обнародования закона.
На первой стадии законотворческого процесса должна сформироваться так называемая законодательная инициатива. Она предполагает право уполномоченных органов и должностных лиц, общественных организаций предлагать парламенту рассмотреть вопрос о необходимости издания, изменения или отмены нормативного акта. Появление подобного запроса на данной стадии процесса делает обязательным его рассмотрение законотворческим органом власти.
Законодательная инициатива может быть представлена в форме идеи либо готового законопроекта, которые парламент должен принять к своему рассмотрению. Подобные предложения должны уже на этой стадии процесса содержать необходимое обоснование.
В соответствии со статьей 104 Конституции России правом законодательной инициативы наделены:
– Президент РФ;
– Совет Федерации и его члены;
– депутаты Государственной Думы;
– Правительство РФ;
– представительные органы субъектов РФ;
– Конституционный Суд РФ;
– Верховный Суд РФ;
Законопроекты, предлагаемые в рамках сформулированной законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу РФ (нижнюю палату парламента).
Только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены следующие законопроекты:
– о введении либо отмене налогов, а также освобождении от их уплаты;
– о выпуске государственных займов;
– об изменении финансовых обязательств государства;
– иные законопроекты о расходах, покрываемых за счет федерального бюджета.
Обсуждение законопроекта как стадия законотворческого процесса происходит в рамках заседаний Государственной Думы. Данная стадия законотворческого процесса предполагает наличие возможности по внесению поправок, изменений, дополнений или удалению устаревших положений.
В рамках законотворческого процесса на стадии принятия закона учитывается позиция депутатов нижней палаты Парламента и членов Совета Федерации.
Федеральные законы (ФЗ) считаются принятыми Государственной Думой, если за них проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов. Далее согласно статье 105 Конституции РФ они в течение 5 дней подлежат передаче на рассмотрение Совету Федерации.
Федеральный закон считают одобренным Советом Федерации РФ, если за него отдали голоса более половины от общего количества членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен верхней палатой.
Если Совет Федерации отклоняет ФЗ, то обе палаты создают согласительную комиссию с целью преодоления имеющихся разногласий. После этого закон должен быть рассмотрен Государственной Думой повторно в рамках данной стадии законотворческого процесса.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации ФЗ может считаться принятым, если по итогам повторного голосования за него отдали голоса не менее двух третей от общего количества депутатов Госдумы.
С учетом требований законотворческого процесса отдельные принятые Госдумой законопроекты должны быть рассмотрены в Совете Федерации в обязательном порядке. Согласно статье 106 Конституции РФ к ним относятся законы, которые связаны с вопросами:
– финансового, валютного, кредитного права;
– денежной эмиссии;
– федерального бюджета;
– федеральных налогов и сборов;
– таможенного регулирования;
– ратификации и денонсации международных договоров РФ;
– статуса и защиты Государственной границы РФ;
– войны и мира.
Федеральный закон, принятый законотворческим органом в установленном порядке, в течение 5 дней направляют Президенту РФ для его подписания и последующего обнародования. Согласно статье 107 Конституции РФ для принятия указанных действий предусмотрено 14 дней. Если Президент России в течение данного срока отклонит его, то законотворческий орган в определенном Конституцией порядке должна будет рассмотреть данный закон вновь на этой стадии.
Если по итогам повторного рассмотрения законопроект будет одобрен в ранее принятой редакции двумя третями голосов от общего количества членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован.
Согласно статье 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон (ФКЗ) считается принятым в случае, если он был одобрен тремя четвертями голосов от общего количества членов Совета Федерации и двумя третями голосов от количества депутатов Госдумы. Согласно принципам осуществления законотворческого процесса принятый ФКЗ в течение 14 дней должен быть подписан Президентом и обнародован.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», датой принятия ФКЗ является день его одобрения палатами Федерального Собрания, а датой принятия ФЗ выступает день их принятия Государственной Думой.
В рамках законотворческого процесса на стадии обнародования закона происходит доведение информации о факте его принятия и содержании нормативного акта до всех заинтересованных лиц.
На данной стадии все ФЗ должны быть официально опубликованы в течение 7 дней после того, как их подписал Президент РФ.
Согласно правилам осуществления законотворческого процесса акты палат Федерального Собрания должны публиковаться не позднее 10 дней с момента их принятия.
ФКЗ, ФЗ и акты обеих палат Парламента вступают в юридическую силу на всей территории России одновременно после 10 дней с момента их официальной публикации, если непосредственно в законе или акте законотворческого органа не был указан иной порядок его вступления в силу.
Источниками официального опубликования ФКЗ, ФЗ и актов палат Парламента выступает первая публикация их полнотекстового содержания в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» либо первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Таким образом, законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. Выделяют следующие стадии законотворческого процесса: законодательная инициатива, стадия обсуждения законопроекта, стадии принятия и обнародования закона.