
Виды государственных органов
В юридической литературе встречается множество подходов к классификации и выделению видов государственных органов.
В зависимости от порядка формирования они делятся на следующие виды:
– органы, которые избираются непосредственно населением (Президент РФ, Государственная Дума, региональные парламеты),
– органы, которые формируются иными государственными органами (Правительство России, Верховный Суд РФ).
В зависимости от формы осуществления государственной деятельности они подразделяются на такие виды: представительные (законодательные), исполнительные, судебные, контрольные и надзорные.
К законодательным государственным органам относят: Федеральное Собрание РФ, Архангельская областная дума и т.д. Их ключевой функцией выступает перенесение мнения и интересов общества в законы.
К исполнительным государственным органам можно отнести: Правительство РФ, министерства и ведомства, администрации субъектов РФ и т.д. Их основной задачей является реализация действующего законодательства.
К судебным органам относят: конституционные, гражданские, арбитражные, военные суды. Их главной функцией является отправление правосудия, рассмотрение имущественных споров физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.
Контрольно-надзорные государственные органы включают следующие виды: прокуратура, органы прокурорского надзора, Счетная палата РФ и т.д. Они призваны следить за надлежащим исполнением положений законодательства и технологической дисциплины.
В зависимости от принципа разделения властей выделяют следующие виды государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.
В зависимости от иерархии и территориальных масштабов деятельности различают следующие виды государственных органов: федеральные, региональные и местные.
В зависимости от характера подчиненности выделяют следующие виды: органы исключительно «вертикального» подчинения (например, прокуратура, суд) и органы «двойного» «вертикально-горизонтального» подчинения (например, полиция).
В зависимости от сроков действия полномочий выделяют следующие виды государственных органов:
– постоянные, функционирующие без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
– временные, формирующиеся только для достижения определенных целей (например, временная администрация при возникновении чрезвычайной ситуации).
В зависимости от порядка реализации компетенции существуют такие виды государственных органов: коллегиальные и единоначальные.
В зависимости от правовых форм деятельности различают следующие виды: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.
В зависимости от характера компетенции выделяют такие виды:
– органы общей компетенции, которые в пределах собственных правомочий решают любые вопросы (например, Правительство РФ),
– органы специальной компетенции, действующие в одной сфере общественной жизни (например, Министерство финансов РФ).
Таким образом, существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.