kolona.jpg

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права.

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.