kolona.jpg

Рассмотрим процесс становления теории государства и права как самостоятельной науки.

В нашем государстве правоведение в университетах начало свое становление с кафедры отечественного законодательства – «кафедры права Российской Империи». По университетскому уставу 1804 года на данной кафедре изучали курс «Энциклопедия, или Общее обозрение системы законоведения, российские государственные законы, то есть законы основные, законы о состояниях и государственные учреждения». Указанным курсом покрывалось изучение подавляющей части законодательства государства, и преподавание его базировалось на освоении законодательного материала и практическом его применении.

Хотя первые российские профессора юриспруденции (Горюшкин, Куницын, Цветаев) и пытались преодолеть практико-догматический подход к изучению права, обобщения на уровне общеправового теоретического знания они не получили. Это сдерживало становление теории государства и права как самостоятельной науки.

Общая постановка юридического образования в нашей стране, а также проявлявшиеся недостатки лишь в небольшой степени систематизированного российского законодательства не предоставляли достаточного материала для становления научного подхода в изучении теории отечественного права и теории государства. Юридическая наука и литература по ней в государстве были практически лишены теорий, исследований и трудов профессионалов.

Очевидным недостатком российского законодательства того времени была его разобщенность и неоднородность. Количество систематизированных нормативных актов было небольшим, а совокупную массу законодательства государства составляли указы, повеления и постановления, издаваемые специально для каждого отдельного случая. Тексты отдельных актов противоречили друг другу.

Работа по систематизации, сопоставлению и упорядочению огромной массы законодательных актов государства, была успешно завершена под руководством М.М. Сперанского. Стало понятно насколько проблема подготовки грамотных профессионалов, юристов и законоведов необходима для России. Сперанский был инициатором направления российских студентов для прохождения обучения за границей, что в конечном счете способствовало становлению теории государства и права как самостоятельной науки.

Немецкая общетеоретическая юридическая наука тогда была известна во всем мире. Наиболее успешные студенты Московского и Петербургского университетов направлялись в Берлин для получения полного юридического образования и изучения теории права в Европе. Уже ко второй половине 30-х гг. XIX века русская правовая наука имела собственную школу ученых, которые заложили фундаментальные начала отечественной теоретической правовой науки.

Калмыков, Неволин, Редкин, Станиславский вошли в историю отечественного правоведения как одни из первых российских профессоров, которые преподавание практической юриспруденции и прикладных юридических наук сочетали с изучением теоретии правовой науки.

Университетским уставом 1835 году предусматривалась создание в российских университетах уже восьми кафедр. В них изучали отечественное законодательство, в числе которых была новая наука – энциклопедия законоведения. Энциклопедия законоведения служила той частью правовой теории, которая изучала основные понятия права и обеспечивала их представление во взаимосвязанном виде.

В государстве в процессе дальнейшего увеличении числа кафедр и расширении круга преподаваемых в университетах юридических дисциплин с 1863 года были введены курсы «Энциклопедия юридических и политических наук» (иначе – энциклопедии права) и «История философии права».

Основной целью правовой энциклопедии являлось системное представление правоведческой науки, общий обзор системы государственного законодательства и состояния законоведения, рассмотрение основных теорий. Энциклопедия права должна была обеспечить своеобразный набор необходимых знаний, основных сведений о действующих правовых системах, навыков юридического мышления.

В дореволюционной России подготовкой юридических кадров занимались юридические факультеты университетов. Императорское Училище правоведения, которое готовило «образованных деятелей для государственной службы», и Демидовский лицей после преобразования его в юридический были приравнены к юридическим факультетам университетов, но в них действовали особые правила подготовки юристов.

Ограничения в отношении других учебных заведений в нашем государстве объяснялись тем, что подготовку юристов-практиков могли обеспечить только университеты. Университет – это не только и не столько профессиональная школа. Специальная подготовка юристов в университетах государства опиралась преимущественно на научную подготовку.

Обучение на юридическом факультете было направлено на общее научное образование наряду со специальной научной подготовкой, становление грамотного специалиста с широким кругозором. Предполагалось, что будущий юрист должен обладать научными познаниями не только в правовой области; он должен быть человеком образованным и всесторонне развитым, иметь хорошую гуманитарную научную подготовку.

Для облегчения восприятия студентами-юристами университетских знаний, предлагалось ввести в качестве начального («элементарного») курса «Введение в право».

Смысл преподавания указанного курса заключался в передаче студентам в сжатом общедоступном виде основных юридических понятий и теорий без научно-теоретического догматизма и без обзора отдельных отраслей правоведения в их взаимосвязи.

Энциклопедия права считается предшественницей современной науки общей теории государства и права.

Одни исследователи рассматривали энциклопедию права как вводный курс в изучение теории, который предназначен исключительно для педагогических целей подготовки студентов к изучению юридических наук. Другие исследователи излишне расширяли ее понимание до выяснения значения философской науки вообще и установления влияния философско-правовых учений на формирование науки права. Сторонники признания за энциклопедией права значения самостоятельной науки видели ее главное назначение в системном представлении общей суммы знаний правоведения в виде основных понятий и теорий, которые способны в дальнейшем служить основой для приобретения последующих правовых знаний.

Значение энциклопедии права (или общей теории права) как науки и введение её как учебной дисциплины при профессиональной подготовке юристов связано с развитием человеческих знаний, их специализацией и необходимостью их последующему осмысливанию в комплексе.

Первоначально изучение права происходило по мере накопления определенной суммы знаний по отдельным отраслям права. В последующем наука права (правоведение) стала столь разветвленной, а ее отраслевые ответвления столь специализированными, что потребность в объединении подобной огромной массы специальных правовых знаний способствовала рождению общей теоретической науки права. Она соединила массу специальных правовых знаний в целостную субстанцию.

Такой синтезирующей правовые знания о юридических явлениях и процессах стала энциклопедия права. Основная задача данной науки является определение общей системы знаний юридических наук и системы права как социального явления.

Таким образом, становление теории государства и права как самостоятельной науки прошло длительный и сложный период.