kolona.jpg

Определим состав признаков законов, а также рассмотрим подходы к классификации законов.

Законы занимают ключевое место в системе и иерархии нормативно-правовых актов, совокупность которых регулирует правила общественной жизни. Они выполняют важную роль в системе регуляторов поведения индивидов и всего общества в целом, задавая ориентиры типового и справедливого образа жизни.

Ведущее положение законов в общей системе нормативных координат определяется рядом признаков, которые специфицируют данный феномен.

Первый признак состоит в том, что они принимают только законодательные органы государственной власти либо непосредственно народ на референдуме.

Второй признак заключается в том, что они наделены высшей юридической силой; это значит, что содержание всех остальных нормативно-правовых документов не может вступать в противоречие с положениями законов. При этом никто не имеет права отменять либо заменять закон, за исключением издавшего его института.

Третий признак состоит в том, что они регламентируют наиболее важные и основополагающие отношения. Законы устанавливают общественный и государственный строй, определяют компетенцию всех звеньев государственного механизма, фиксируют основные права и свободы граждан и т.п.

Четвертый признак заключается в том, что законы содержат нормы исходного, первичного свойства. Все остальные акты должны в основном детализировать нормативные установления, прописанные в положениях законов.

Пятый признак состоит в том, что они принимаются в особом процессуальном порядке, который характеризуется большей сложностью и более широким составом вовлекаемых участников.

Таким образом, закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, который имеет высшую юридическую силу и направлен на урегулирование наиболее значимых общественных отношений. Они характеризуется системой признаков.

Законы отличаются своим многообразием, существуют различные подходы к их классификации. Критерии и признаки для проведения классификации связаны с особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества и адресата, территории действия и т.п.

Важно рассмотреть их классификацию в зависимости от их значимости в общей системе законодательства. Согласно данному признаку классификации принято выделять конституционные и текущие законы.

В конституционных законах устанавливаются основы общественного и государственного строя, они выступают юридической базой для текущего законодательства. В их состав входят: Конституция и законы, которыми в неё вносятся изменения и дополнения, а также конкретизирующие её содержание законы.

Конституцию также называют основным законом государства. Ее суть проявляется в том, что она выражает расстановку политических сил в обществе, а также юридически устанавливает баланс их интересов. В зависимости от признака реального сущностного содержания выделяют фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция представляет собой реальные отношения, сложившиеся в обществе. Юридическая конституция – это правовое оформление данных отношений в форме соответствующего документа.

Ключевое назначение Конституции состоит в том, что, будучи актом высшей юридической силы, она формирует нормативную базу для всего действующего законодательства.

Состав конституционных законов в исчерпывающем виде определен самой Конституцией России. К ним относятся законы о порядке деятельности Правительства РФ, Конституционном Суде РФ, судебной системе, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.п. (таких законов насчитывается 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимают во исполнение и на основе конституционных законов. Их совокупность формирует текущее законодательство, в котором регулируются разные стороны политической, экономической, культурной и иных сторон жизни государства.

В данной классификации в системе текущих документов особую разновидность формируют органические и чрезвычайные акты.

Органические законы также называют кодифицированными. Под ними понимают  юридически цельные и внутренне согласованные акты, которые характеризуются высоким уровнем нормативных обобщений и призваны в комплексной форме регламентировать определенную область общественной жизни. Примерами подобных законов являются Основы законодательства и кодексы по тем или иным отраслям законодательства.

Чрезвычайные законы также называют исключительными. Они принимаются при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые могут быть вызваны экологическими, природными, социальными и другими причинами, и обычно имеют временный признак.

Таким образом, законы занимают важнейшее место в системе нормативно-правовых актов. Они характеризуются набором определенных признаков, что позволяет отграничить их от иных схожих правовых категорий. В литературе сложились различные подходы к классификации законов, их рассмотрение позволяет установить большое разнообразие видов законов.