kolona.jpg

Государство и право возникли одновременно в результате разложения родового общества и его перехода в более цивилизованное состояние. При этом одновременно – не означает одномоментно. Имеется в виду относительно длительный период, в пределах которого происхождение права и государства имеет собственные особенности. Однако в целом их типология и социальные корни идентичны.

Согласно позиции Энгельса, право возникает из обычаев и экономической необходимости. Оно возникло в качестве реакции общества на объективную потребность в более жестком и властном регуляторе социальных отношений, который будет подкреплен принудительной силой. Это объяснялось тем, что нормы морали на определенном этапе перестали справляться с данной задачей.

Выделяют и иные теории и концепции, которые определенным образом объясняют происхождение и сущность права. К ним относят: естественную, историческую, социологическую и нормативистскую теории.

Безусловно, кроме экономических причин, его появлению способствовали также национальные, этнические, социальные, культурные, религиозные, геополитические и иные факторы.

Маркс отмечал, что назначение государства и права заключается в упорядочивании общественных отношений, обеспечении нормальных условий для жизнедеятельности людей и совместного удовлетворения потребностей, согласовании и выражении коллективной воли. Государство и право привносят в жизнь организующие принципы и основы.

По мнению Гоббса, государство появляется из-за необходимости поддерживать порядок, а право формирует для этого юридические механизмы. По мере легитимизации права, оно приобретает доминирующее значение во всей системе нормативного регламентирования, поскольку опирается на особый аппарат.

Со времени своего зарождения государство и право онтологически и логически взаимосвязаны, они взаимообусловлены и объективно нужны друг другу. Право и государство совместно функционируют и эволюционируют, поэтому сложно представить их раздельное существование.

Тем не менее, следует отметить, что государство и право – это относительно самостоятельные явления. У каждого из них имеются свои цели, задачи и методы действия. Они активно взаимодействуют, но не поглощают друг друга.

Ряд авторов выделяют два типа учений о взаимоотношениях права и государства.

Первый тип называют государственным позитивизмом, согласно которому государство выступает источником права.

Второй тип подчеркивает абсолютность права и относительность государства, поскольку право имеет своим источником не выраженную волю государства, а трансцендентную сущность личности. Следовательно, не праву для своего существования необходимы санкции государства, а государство нуждается в санкционировании правом, государство подчинено праву.

Идея правового государства означает связанность власти правом и законами, положения которых она должна уважать и ответственно соблюдать. Данный подход формирует один из фундаментальных принципов любого демократического общества, создает гарантии от возникновения авторитаризма и проявления произвола. Однако конкретные формы реализации указанного принципа могут иметь различное исполнение.