kolona.jpg

Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.

Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:

– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;

– отделение государства и школы от церкви.

Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.

Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:

– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;

– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;

– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);

– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;

– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения. В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:

– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;

– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;

– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;

– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.

Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.

В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.

Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания.

В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.

Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.