kolona.jpg

Функции дают характеристику государству в развитии и динамике. Они взаимосвязаны с объективными видами потребностей, формируются в зависимости от типа государства и ключевых задач, средством выполнения которых и являются.

В функциях отражена социальная роль государства, содержание которой меняется в зависимости от исторического этапа его развития.

К существенным признакам функций государства принято относить:

– устоявшуюся предметную деятельность государственного образования в ключевых областях общественной жизни;

– прямая связь между сущностной чертой государства и его социальным предназначением;

– нацеленность работы государственного образования на решение важных задач и целей, которые возникают на каждом историческом этапе развития общества;

– определенные формы выполнения функций государства (как правило, правовые), которые предполагают использование особых методов.

Понятие функций не тождественно таким категориям как цели и задачи. Так цель государства – это то, к чему оно стремится, задачи – это промежуточные этапы и средства её достижения, а функции – это основные направления деятельности государства при решении соответствующих целей и задач. Таким образом, цели и задачи как бы задают содержание функций.

Последовательность формирования функций зависит от очередности целей и задач, которые встают перед государством в процессе его исторического развития. К обстоятельствам, от которых зависит содержание целей и задач, относят:

– потребности и интересы населения;

– экономические возможности общества;

– нравственный и культурный облик общества;

– уровень профессионализма государственных органов и их работников и т.д.

В различные временные периоды ключевое значение получают определенные цели и задачи государства, что предопределяет формирование соответствующих функций.

На одном этапе развития общества центр тяжести фокусируется в области экономики, что делает ключевой экономическую функцию в системе направлений деятельности государства. На другом этапе приоритетной становится сфера политики, что смещает акценты в соответствующую сферу и т.п.

В литературе выделяются различные подходы к классификации и выделению видов функций государства.

В зависимости от продолжительности действия различают следующие виды функций:

постоянные (они реализуются на всех этапах развития государственного образования);

временные (завершают действие по мере решения соответствующей задачи).

В зависимости от принципа разделения властей выделяют виды функций государства:

законодательные (правотворческие);

исполнительные (управленческие);

судебные (конфликторазрешающие).

В зависимости от значения в деятельности государства различают такие виды функций как:

основные (реализуются в первую очередь);

неосновные (осуществляются по мере выполнения главных задач).

В зависимости от сферы общественной жизни, в которой они реализуются выделяют следующие виды:

внутренние (связаны с деятельностью государства на внутренней сцене);

внешние (возникают при решении задач в межгосударственной сфере).

Таким образом, признаки функций государства отражают набор ключевых их характеристик, а классификации видов функций государства отражают различные подходы к выделению групп однородных направлений его деятельности.