kolona.jpg

Изучим содержание и особенности организации законотворческого процесса в России.

Законотворческий процесс выступает своеобразным центральным элементом правотворческого процесса. Процесс принятия законопроектов в значительной степени характеризует данный правовой механизм. Следует отметить, что помимо законов результатом правотворческой деятельности могут быть: подзаконные акты, правовые нормативные договоры, юридические прецеденты и т.д.

Законотворческий процесс представляет собой сложное и длящееся явление, которое включает несколько стадий.

Законотворческий процесс в России начинается со стадии законодательной инициативы. Она предполагает закрепленное в Конституции России право отдельных субъектов вносить определенный законопроект в законодательный орган и предлагать его к изданию. Реализация права законодательной инициативы формирует у парламента обязанность по рассмотрению предложенного законопроекта. Вместе с тем, законотворческий орган сохраняет за собой право как принять, так и отклонить его.

В соответствии со статьей 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы наделены следующие субъекты:

– Президент РФ;

– Совет Федерации;

– Государственная Дума;

– Правительство России;

– законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ;

– Конституционный Суд России;

– Верховный Суд России.

Ограничение количества субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, связано с необходимостью организации эффективной работы правотворческого механизма, в том числе посредством недопущения продуцирования множества  законопроектов, которые могут быть предложены неограниченным числом лиц.

В этой связи данным правом наделяются лишь наиболее компетентные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следующим этапом законотворческого процесса в России выступает стадия  обсуждения законопроекта. Она начинается с заслушивания доклада инициатора законопроекта или его представителя в стенах Государственной Думы России. Этот этап законотворческого процесса необходим для доведения законопроекта до высокого уровня качества, что предполагает устранение пробелов, противоречий и прочих правовых несовершенств. Следует отметить, что ключевые законопроекты обычно выносятся на референдумы в форме всенародного обсуждения.

Стадия принятия закона в рамках законотворческого процесса в России может происходить в рамках двух режимов голосования: простого большинства и квалифицированного большинства.

Принятие законопроекта принято называть ключевой стадией законотворческого процесса, которая в свою очередь подразделяется на три подстадии.

Первая подстадия законотворческого процесса предполагает принятие закона Государственной Думой России. При этом федеральные законы (ФЗ) принимаются простым большинством голосов депутатов Госдумы, то есть 50 % + 1 голос, а федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются квалифицированным большинством, то есть не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Вторая подстадия законотворческого процесса предполагает одобрение закона Советом Федерации России. Согласно статье 105 Конституции России ФЗ следует считать одобренным Советом Федерации в случае, если за него проголосовало более  50 % от общего числа его членов или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Согласно статье 108 Конституции России ФКЗ следует считать одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Верхней палаты.

Третья подстадия законотворческого процесса предполагает подписание закона Президентом РФ. Согласно статьям 107 и 108 Основного закона, Президент должен подписать одобренный закон и обеспечить его обнародование в течение 14 дней.

Следующим этапом законотворческого процесса в России является опубликование закона. ФКЗ и ФЗ обычно публикуются официально в течение 7 дней после того, как их подписывает Президент РФ. Важно отметить, что неопубликованные законы не подлежат применению.

Принятый нормативно-правовой акт прекращает действие с истечением срока своего действия либо с его отменой в виду принятия другого акта.

Таким образом, законотворческий процесс в России – это сложное и длящееся правовое явление, которое включает следующие стадии: формулирование законодательной инициативы, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона.