Формы функций государства представляют собой однородные действия, при помощи которых осуществляются различные направления деятельности государства.

В литературе выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства, реализуемые государственными органами и их должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства отражены в Конституции РФ, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, а также других нормативных актах.

К правовым формам функций государства принято относить:

правотворческая – это деятельность по разработке и изданию нормативных актов, которые способствуют осуществлению функций государства;

правоприменительная – это деятельность по реализации нормативных актов на практике посредством принятия актов применения права, исполнению законов и разрешению различных управленческих вопросов;

правоохранительная – это деятельность по защите прав и свобод человека, предупреждению новых правонарушений, а также привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.д.

К организационным формам функций государства относятся:

организационно-регламентирующая форма функций государства: предполагает текущую работу отдельных структур по созданию условий для стабильного функционирования органов государства. Она включает подготовку проектов документов, организацию и проведение выборов, планирование и координацию действий государственных органов и т.п.;

организационно-хозяйственная форма функций государства: включает оперативно-техническую и хозяйственную работу, которая связана с ведением бухгалтерского учета и статистики, кредитованием, снабжением и т.д.;

организационно-идеологическая форма функций государства: предполагает повседневную работу по идеологическому обоснованию целесообразности выполнения определенных функций государства, разъяснение вновь принятых законов и т.д.

Вышеуказанные формы функций государства показывают различные группы внешне схожих направлений его деятельности.