Государство, будучи официальным представителем народа, выражает волю своих граждан, гарантирует соблюдение их прав и интересов в полном объёме лишь тогда, когда оно суверенно.

Суверенитет государства предполагает верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и по отношению к остальным странам. Как ключевая черта государственной власти суверенитет выступает качественным признаком самого государства, который отграничивает его от иных субстанций.

Суверенитет государства происходит из суверенитета народа. Последний является его создателем и носителем. Волеизъявление народа создает государственную власть. Вместе с тем народ выполняет роль своеобразного гаранта государственного суверенитета, поскольку какое-либо ущемление независимости государства или верховенства власти приводит к нарушению коренных интересов народа, формирует источники для внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти предполагает её неограниченность ничем, за исключением Конституции, законов и естественного права. Помимо этого верховенство находит выражение в том, что на территории данного государства отсутствует иная, конкурирующая власть, которая издает параллельные законы. Это позволяет исключить двоевластие и признать единственную легитимность и высшая юридическую силу законов, которые разрабатываются и издаются высшими органами государственной власти.

Суверенность – это неотъемлемое свойство любого государства.

С 1922 года Россия после вхождения в состав СССР фактически лишилась своего суверенитета. Его восстановление произошло 12 июня 1990 года по итогам работы I Съезд народных депутатов, который объявил о принятии Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

В Конституции РФ 1993 года присутствуют новые подходы к определению суверенитета государства. Статья о нём располагается непосредственно за статьей, закрепляющей суверенитет народа, что подчеркивает их прочную связь и исходную роль суверенитета народа.

В Конституции суверенитет Российской Федерации закреплен в следующих трех положениях:

– суверенитет РФ распространяет своё действие на всю её территорию;

– Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством на всей территории России;

– Российская Федерация гарантирует неприкосновенность и целостность всей своей территории.

Обеспечение неприкосновенности территории является важнейшим аспектом суверенитета страны. Данное положение Конституции направлено вовне государства. В нём подчеркивается неприемлемость притязаний кого-либо на территорию России и решимость защищать её при нападении или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности предполагает, что притязание на территорию любого региона РФ станет нарушением суверенитета России и повлечет соответствующие меры.

Понятие о территории РФ отражено в статье 67 Конституции. В неё включается: территория субъектов Федерации, внутренние воды, территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Также суверенитет России распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, но в данном случае права и юрисдикция устанавливаются международным правом и международными договоренностями.

В Федеративном Договоре 1992 года, конституциях республик, других принципиальных документах указано, что республики из состава РФ заявляют о своем суверенитете. Так, в Договоре от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Башкортостан сказано: «Республика Башкортостан – суверенное государство в составе Российской Федерации».

Таким образом, в России установилась ситуация, которая предполагает сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства. Однако данное обстоятельство предполагает, что суверенитет федеративного государства как бы охватывает собой суверенитет входящих в состав РФ республик.

По мнению ряда ученых подобный подход приемлем при условии, что он не ставит под сомнение исторически сложившееся государственное единство народов России, а также целостность территории РФ.

Сохраняя суверенный статус, Россия одновременно может участвовать в межгосударственных объединениях стран и передавать им на наднациональный уровень часть своих полномочий в соответствии с международными договорами и соглашениями. Однако это не может приводить к ограничению прав и свобод человека и гражданина РФ, а также должны соблюдаться основы конституционного строя России.

В развитых государствах с федеративным устройством базис взаимоотношений федеральных и региональных властей устанавливает федеральная Конституция и федеральное законодательство.

При этом в едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции должно быть гарантировано. Целям его обеспечения в России служит деятельность Конституционного суда РФ. В процессе создания региональной правовой базы субъекты Федерации обязаны соблюдать положения федерального законодательства, а при установлении фактов его нарушения оперативно их устранять.

Установление определенного государственного контроля за правовой деятельностью регионов является необходимым для обеспечения стабильного функционирования относительно однородного государства.