Демократия предполагает обеспечение народовластия, т.е. власти народа. Однако в реальных условиях сложно реализовать форму непосредственного участия всех граждан в принятии государственных решений.

Каждое государство по-своему решает данную проблему и формирует свой собственный подход к построению формы политического режима.

К основным чертам демократии как политического режима принято относить реализацию следующих моментов:

– провозглашены и реально гарантированы права и свободы человека;

– решения принимаются большинством при учете позиции меньшинства;

– реализуются принципы гражданского общества и правового государства;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– силовые структуры (армия, полиция, органы безопасности и т.д.) действуют вне зависимости от политических сил и служат на благо общества;

– преобладают методы убеждения и стремление достигнуть компромисса;

– реализуется политический плюрализм и принцип многопартийности;

– обеспечивается реальное соревнование политических партий,

– существует легальная и самостоятельная политическая оппозиция;

– обеспечивается гласность и свобода СМИ от цензуры;

– реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Демократия как политический режим осуществляется при помощи двух форм: прямая демократия и представительная демократия.

Прямая (непосредственная) демократия предполагает реализацию властных функций народом без участия политических посредников. Она обеспечивается посредством задействования следующих институтов прямого народовластия:

– выборы на основе всеобщего избирательного права;

– референдумы;

– сходы и собрания граждан;

– митинги и мирные демонстрации;

– петиции;

– всенародные обсуждения.

Преимущества прямой демократии состоят в том, что она:

– во-первых, расширяет возможности граждан для выражения своих интересов и участия в политической жизни;

– во-вторых, в большей степени обеспечивает легитимизацию власти;

– в-третьих, способствует эффективному контролю за работой политических деятелей и сил и т.п.

К недостаткам прямой демократии следует отнести:

– во-первых, отсутствие огромного реального интереса у большинства заниматься государственной управленческой деятельностью;

– во-вторых, значительные расходы и сложность в проведении демократических мероприятий;

– в-третьих, малая эффективность принимаемых решений по причине непрофессионализма большей части «управителей» и т.д.

Представительная демократия предполагает реализацию власти представителями народа. При представительной демократии ими могут выступать: депутаты, политические партии, общественные организации и другие представители выборных органов исполнительной и законодательной власти, которые должны выражать интересы соответствующих социальных групп и слоев населения.

Преимуществом представительной демократии выступает то, что она создает более благоприятные условия для принятия эффективных решений, так как расширяется сфера участия в них компетентных профессионалов. Также положительным результатом представительной формы демократии является более эффективная организация работы политической системы страны и т.д.

Недостатками представительной формы демократии принято называть:

– потенциально возможное развитие бюрократии и коррупционных схем;

– последующее отстранение представителей власти от интересов своих избирателей вплоть до следующих выборов;

– принятие решений в интересах крупных предпринимателей, лоббистов, а не большинства населения и т.д.

Таким образом, вышеуказанные черты демократии отличают её от авторитарного и тоталитарного режимов. При этом формы демократии также имеют разновидности, которыми выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

Либерально-демократические режимы отличаются приоритетом прав и свобод личности, а роль государства заключается в их защите.

Консервативно-демократические режимы основываются не столько на положениях Конституции и законодательства, сколько на политических традициях данного государства и общества.