В данном вопросе категория «тип государства» рассматривается с точки зрения представителей формационного подхода, а понятие «форма государства» определяется в качестве формы правления.

С одной стороны, государства любого типа имеют различные формы. Так в пределах одного исторического типа можно встретить разные формы государства.

Рабовладельческому типу характерны монархии (древневосточные деспотии – Римская империя, Вавилон, Египет, Ассирия, Китай, Индия) и республики (аристократические: Римская империя в период с VI по I век до н.э., и демократические: Афинское государство).

Феодальному типу соответствует монархии (раннефеодальная, монархия времени феодальной раздробленности, абсолютная, сословно-представительная) и городские республики (Генуя, Венеция, Флоренция, Псков, Новгород и т.д.).

Для буржуазного типа свойственны демократические республики (президентские, парламентские, смешанные) и конституционные монархии.

Социалистическому типу характерны Парижская Коммуна, советские республики, республики народной демократии.

С другой стороны, государства того или иного исторического типа обладают некоторыми формами, которые присуще лишь им. Например, сословно-представительная монархия отражает принадлежность только феодального государства в определенный период его развития, а демократическая республика и парламентская монархия характерны буржуазному типу государства.

Государства указанных типов не имеют возможности трансформироваться в любые формы, т.е. и в те, которые очевидно не соответствуют их содержанию и экономической сути.

Сложно представить рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии либо демократической республики, которая имеет общенациональные представительные учреждения.

Конкретная форма государства существенно зависит от исторического типа государства. Однако она также зависит и от иных факторов:

– уровня экономического развития общества;

– исторических, национальных и культурных традиций;

– соотношения сил между классами в обществе;

– состояния международной обстановки и т.д.

Существуют большое разнообразие факторов, обусловливающих широту выбора государственных форм. При этом в целом они зависят от конкретности и индивидуальности объективных условий, в которых реализуется управление обществом в отдельных странах. Так как каждое государство функционирует в уникальных конкретных исторических условиях, следовательно, оно отличается своеобразными политическими формами.

Таким образом, тип и форма государства правильно соотносить как содержание и форму, при этом ключевую роль, безусловно, отведена содержанию (т.е. типу государства).