Рассмотрим общую характеристику марксистско-ленинской теории государства и права.

В настоящее время марксистско-ленинская теория остается одним из направлений учения о праве и государстве. Однако его необходимо осмыслить с учетом практики его реализации в различных странах.

В рамках общей характеристики марксистско-ленинской теории государства и права следует выделить ряд его основных черт.

Во-первых, обусловленность государства и права как надстроечных элементов экономическим базисом общества.

Во-вторых, объяснение природы и сущности государства и права разделением общества на классы. Согласно взглядам представителей марксистско-ленинской теории государства и права, природу государства и права не возможно понять без признания противоречий классов. Для теоретиков большевизма государство – это прежде всего «машина» для классового подавления.

В-третьих, идея о допустимости использования насилия для устранения «старой организации общества». Данная идея в теории и практике большевизма принимала крайние формы.

В-четвертых, отрицание принципа разделения властей. Идея наличия в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти является одним из теоретических положений, которое было в основе формирования Советского государства.

В-пятых, идея об отмирания государства. По мнению представителей марксистско-ленинской теории, государство должно уйти в прошлое вместе с делением общества на классы. При этом право должно исчезнуть наряду с государством.

В-шестых, в целом для марксистско-ленинской теории государства и права свойственна недооценка роли права, негативное отношение к идее правового государства. Однако в теории марксизма присутствуют и теоретически ценные выводы о праве, его природе и роли в жизни общества. Например, оценка права как равного масштаба, который применяется к неравным отношениям.

Таким образом, рассматривая общую характеристику марксистско-ленинской теории государства и права, следует выявить и сохранить те теоретические положения, которые представляют ценность для современной юриспруденции. К ним необходимо отнести общеметодологические принципы и подходы: принцип историзма, принцип диалектики и т.д.