Рассмотрим порядок принятия и образования в составе России нового субъекта РФ.

Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта – это процедура, которая предполагает изменение субъектной структуры государства в результате присоединения к РФ иностранного государства либо его части.

Образование в составе РФ нового субъекта – это процедура, предполагающая изменение субъектного состава РФ в соответствии с ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» и не связанная с принятием в РФ иностранного государства либо его части.

Принятие (или образование) в РФ нового субъекта происходит в соответствии с Конституцией России, международными (межгосударственными) договорами РФ, ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие (или образование) в РФ нового образования происходит на добровольной основе. При этом учитываются государственные интересы России, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, экономические и культурные связи и возможности регионов РФ.

Изменение наименования субъекта РФ не приводит к образованию в составе РФ нового региона.

В качестве нового субъектного образования РФ может быть принято иностранное государство либо его часть, что осуществляется в соответствии с международным договором между ними.

В случае принятия в РФ в виде нового субъекта иностранного государства ему предоставляется статус республики, края или области; а части иностранного государства – статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового региона иностранного государства или его части является данное иностранное государство либо его часть.

Президент России после получения указанного предложения ставит в известность об его содержании Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости консультируется с ними.

Рассмотрение предложения и решение о заключении международного договора происходит согласно ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

В международных договорах отражается решение следующих вопросов: наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства России его населением, механизм действия законодательства России на территории данного региона и т.д. В международном договоре может предусматриваться переходный (адаптационный) период.

После подписания международного договора Президент РФ направляет в Конституционный Суд России запрос о проверке соответствия данного договора Конституции РФ.

Если Конституционный Суд РФ признает международный договор соответствующим Конституции РФ, то он передается в Государственную Думу на ратификацию вместе с проектом ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

Данный проект ФКЗ должен содержать положения, которые устанавливают наименование, статус и границы нового субъекта, сроки переходного периода и иные вопросы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции России, которая определяет состав РФ, производятся на основании ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта и отражаются при переиздании текста Конституции России.

Образование в составе РФ нового субъекта по причине объединения двух и более граничащих между собой регионов РФ может привести к прекращению их существования.

Инициатива формирования в составе РФ нового региона принадлежит субъектам РФ, на территориях которых он образуется.

Совместное предложение представительных органов и руководителей заинтересованных регионов об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту России. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его образования.

Президент России информирует о полученном предложении об образовании в составе РФ нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство и при необходимости проводит с ними консультации.

Если Президент России поддерживает инициативу заинтересованных субъектов, то вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдумы в заинтересованных регионах.

Официальные данные об итогах референдумов заинтересованных регионов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта направляются Президенту.

Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом в Государственную Думу в случае, если на референдумах заинтересованных регионов было принято решение об образовании нового субъекта.

В проекте ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта должны иметься положения, в которых отражаются наименование, статус и границы нового региона РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов. В нем также должны присутствовать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть решены следующие вопросы: формирование органов государственной власти нового субъекта РФ; внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете; правопреемство нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных регионов РФ и иные вопросы.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции о составе РФ отражаются на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при издании нового текста Конституции России.