kolona.jpg

Одним из основных принципов современного построения государства, важной предпосылкой обеспечения верховенства права и свободного развития человека выступает принцип разделения властей.

В классическом виде теория и принцип разделения властей были предложены Джоном Локком и Шарлем де Монтескье. Их содержание гласит, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (исполнительная законодательная и судебная) должны реализовываться разными органами, которые независимы и ограничивают друг друга.

Вместе с тем для обеспечения подлинной свободы недостаточно лишь действие принципа разделения власти между отдельными органами. Также необходимо, чтобы соблюдался принцип взаимного равновесия: ни один из органов не должен приобретать преобладания над остальными, каждому органу должна гарантироваться защита от посягательства другого органа на его самостоятельность.

Как следствие организованные подобным образом структуры не будут подчиняться друг другу, но окажутся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Ни одна ветвь власти не сможет ничего сделать без других, при отсутствии согласия между ними вся деятельность государства остановится. Но поскольку подобное развитие ситуации негативно скажется на репутации всех политических сил, то власти будут принуждены действовать гибко и согласованно, необходимость заставит их взаимодействовать друг с другом эффективно. В результате проявится принцип их взаимного сдерживания, что обеспечит сбалансированность взглядов разных политических сил.

Содержание принципа разделения властей находит отражение в конституциях многих стран, при этом конкретные формы его выражения отличаются большим разнообразием. В наиболее полной и последовательной форме теория разделения властей нашла отражение в Конституции США 1787 года, в ней прослеживается влияние как создателей данной концепции, так и конституционных идей Британии начала XVIII века.

Разделение властей выступает одним из основополагающих принципов действующей Конституции России. В статье 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации реализуется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых обладают самостоятельностью. Они не имеют право выходить за границы своих полномочий, которые установлены для них Конституцией и законодательством РФ.

Согласно Конституции, принцип разделения властей предполагает не только распределение, рассредоточение и демонополизацию власти, но также и реальное взаимное её уравновешивание. При этом ни одна из трех ветвей власти не вправе ущемлять либо пытаться подчинить себе другие, она должна действовать в рамках координации и взаимопонимания.

Для гарантии реализации принципа разделения властей не только во всей иерархии государственных органов, в статье 5 Конституции РФ также предусмотрен принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

В современных условиях совершенствование реализации принципа разделения властей имеет важное значение в России. Он должен иметь целью предотвращение попыток возвышения одной ветви власти над другими, что будет способствовать поддержанию конкурентной среды в политической системе, а данное обстоятельство в свою очередь создаст благоприятные условия для выработки наиболее оптимальных решений в сфере государственного управления.

Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов», она позволит минимизировать вероятность совершения ошибок и злоупотреблений в государственном управлении, устранить однобокость подходов к решаемым вопросам. В конечном счете, принцип разделения властей призван обеспечить оптимизацию и рационализацию деятельности государства, всех его органов и элементов. На данной основе будет обеспечено повышение эффективности деятельности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей не должно восприниматься как устойчивое состояние обособленных государственных структур. Оно должно представлять собой динамично работающий механизм, нацеленный на достижение единства в условиях сложного процесса согласования и реализации специальных правовых процедур, которые должны быть предусмотрены на случай возникновения конфликтных ситуаций.

Таким образом, принцип разделения властей раскрывает важность распределения властных полномочий между различными ветвями и структурами, что в конечном счете будет способствовать прогрессивному развитию общества.