Определим особенности порядка разработки, принятия и изменения Конституции РФ.

Одним из основных свойств конституции является её стабильность. По этой причине в большинстве стран применяется усложненный порядок её изменения.

Конституция 1993 года (в сравнении с прошлыми вариантами) использует новую терминологию: понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Они рассматриваются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В статье 134 отражен перечень субъектов, которые могут выступить инициаторами процесса пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В Конституции указаны три разных режима внесения новых положений в её содержание: пересмотр, поправки и изменения.

Пересмотр предполагает принятие новой Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения указанных глав не могут быть изменены Федеральным Собранием. В них имеются положения, которые выражают концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивают её стабильность.

Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее продвижение лишь при его поддержке тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только в этом случае в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание обладает учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. отклонить решения палат Федерального Собрания, которые поддержали инициативу об её пересмотре. При согласии с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции, после чего принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. В случае проведения референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины участвовавших избирателей, при условии, что в нём участвовало более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией допускаются только к главам 3–8. Они принимаются в порядке принятия федерального конституционного закона, то есть требуют согласия не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Помимо этого, Конституция устанавливает в качестве необходимого обстоятельства для вступления поправок в силу их одобрение представительными органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Поправка вносится таким правовым актом как закон РФ о поправке к Конституции РФ.

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» весьма подробно отражает процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, внесения поправки в её текст и т.д.

Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее, чем за один год со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации.

Федеральный закон предполагает участие Верховного Суда РФ в проверке законности и правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ.

Согласно указанному закону под поправкой подразумевается любое изменение текста глав 3–8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция положений указанных глав.

После одобрения Федеральным Собранием закона о поправке Председатель Совета Федерации публикует для всеобщего сведения уведомление, которое включает текст закона и даты его одобрения обеими палатами.

Лишь после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ Председатель Совета Федерации передает закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент обеспечивает официальное опубликование её обновленного варианта.

Положения Конституции 1993 года об изменениях относятся только к нормам, которые устанавливают состав Российской Федерации. Статья 137, закрепляющая порядок внесения изменений, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и изменения наименования субъекта.

Принятие и образование в её составе РФ нового субъекта происходит в порядке, который прописан в федеральном конституционном законе. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и данного субъекта. Изменения наименования субъекта является исключительной прерогативой самого субъекта.