Модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах
Исследуем модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах.
Конституционный контроль и надзор – это деятельность по обеспечению проверки на соответствие конституции различных нормативно-правовых актов, а также действий государственных органов и их должностных лиц, иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Идея конституционного контроля сформировалась в Великобритании в XVII веке, а в современном виде он возник в США в 1803 году (в рамках дела Мэрбюри против Мэдисона). Впоследствии он был реализован во многих странах, а после Первой мировой войны сформировалась европейская модель конституционного контроля и надзора.
В процессе развития данного института оформились две модели конституционного контроля: европейская и американская.
Европейская модель конституционного контроля реализуется специализированными судебными органами (например, Конституционный трибунал в Испании) либо квазисудебными органами конституционного надзора (например, Конституционный совет во Франции).
Американская модель предполагает участие всех судов общей юрисдикции (как в США и Аргентине) или только Верховных судов общей юрисдикции (как в Австралии и Индии).
В теории существуют различные подходы к классификации основных видов конституционного контроля.
1. В зависимости от времени осуществления:
– предварительный контроль (проводится до вступления в силу решения, закона);
– последующий контроль (проводится по отношению к действующим актам).
2. В зависимости от места осуществления:
– внутренний надзор (осуществляет орган, издавший этот акт);
– внешний надзор (проводит иной орган).
3. В зависимости от правовых последствий:
– консультативный надзор (решение органа конституционного контроля не имеет обязательной юридической силы);
– постановляющий надзор (решение обладает обязательной юридической силой).
4. В зависимости от обязательности проведения:
– обязательный (проводится в силу наличия императивных предписаний закона о необходимости его проведения);
– факультативный (реализуется при наличии соответствующей условий и инициативы).
5. В зависимости от формы:
– абстрактный (анализ акта осуществляется вне связи с конкретным делом);
– конкретный (проверка акта в связи с конкретным делом).
6. В зависимости от объема:
– полный контроль (охватывает все общественные отношения, которые урегулированы конституцией);
– частичный контроль (конституционному надзору подлежат не все отношения, которые урегулированы конституцией).
7. В зависимости от содержания:
– формальный (реализуется с позиции соблюдения требуемой формы акта, процедуры и компетенции);
– материальный (реализуется с точки зрения содержания акта).
8. В зависимости от точки зрения на придание акту обратной силы:
– контроль, имеющий обратную силу;
– контроль, не имеющий обратной силы и действующий на будущее.
Органы конституционного контроля подразделяют на две группы:
1) органы, осуществляющие конституционный надзор наряду с иными функциями. Как правило, для них данная деятельность не является главной (руководитель государства, парламент и его палаты, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды);
2) органы, которые специализируются на этом виде контроля. Для них он является основным направлением деятельности (например, специализированные судебные и надзорные органы).
Вышеуказанные модели и виды конституционного контроля и надзора в зарубежных странах отражают различные подходы к реализации государствами своих контрольно-правовых функций.