kolona.jpg

Рассмотрим историю и предпосылки возникновения теории государства и права.

Теорию государства и права в период её появления (конец XVI века) называли энциклопедия права и энциклопедия законоведения.

Заметный вклад в историю возникновения теории государства и права внесли идеи Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Радищева, Бакунина, Маркса, Плеханова и других мыслителей.

В России теорию государства и права как науку начали преподавать в Московском университете в XVIII веке. Современное наименование она приобрела в конце XIX века в результате осмысления учеными истории, предпосылок возникновения и неразрывности связей государства и права.

Целесообразность теоретического осмысления таких феноменов политической жизни, как государство и право, возникла в далекие времена истории. Замена первобытных общественных образований политически организованной властью обозначила необходимость возникновения правовой регламентации социальных отношений, а также управленческих функций власти.

Выяснение значения права в истории как инструмента влияния на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основной проблемой возникновения и всей последующей истории развития политико-правовой мысли.

Возникновение в истории различных теоретических концепций, которые выражали понимание государства, права и их основных институтов, а также идей о соотношении права и государства, связывают еще с Античностью. Развитие взглядов на государство и право во времена появления раннеклассовых обществ основывалось на общих мировоззренческих принципах, религиозных верованиях, моральных представлениях. Возникновение и выражение подобных идей в разные периоды истории общественного развития производилось представителями рабовладельческой аристократии, жрецами и представителями церкви.

Впоследствии построением правовых концепций «идеальной» организации политической жизни общества стали заниматься представители средневекового бюргерства, идеологи буржуазии периода ранних антифеодальных революций проводники идей антиавторитаризма и антитоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретической науки права, которая является частью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоретической науки права в частности.

Если возникновение теоретических концепций по организации власти в государстве и наилучшей ее правовой регламентации было уделом отдельных мыслителей и школ, то возникновение политической науки и общетеоретической науки права связано с деятельностью университетов.

Историю развития любой науки предопределяют соответствующие потребности общества. В развитии гуманитарных наук, в том числе и правоведении, подобная зависимость еще более очевидна.

Начало систематического изучения юриспруденции в России обусловлено практической потребностью в грамотных управленцах и государственных служащих. Указом Петра I в 1720 г. было отмечено, что для получения необходимых юридических знаний для последующей работы в государственных учреждениях дети дворян должны были закончить обучение в юстиц-коллегии или в школе, специально для этого учрежденной при канцелярии Правительствующего сената.

Обучение было практическим, при этом теоретическая подготовка на данном этапе истории пока не предполагалась. После усвоения практических основ делопроизводства и «практических премудростей» юриспруденции и получения свидетельства об образовательной подготовке, специалисты приступали к отправлению государственных дел. Юридическое образование оставалось на уровне, который позволял получить лишь элементарные правовые знания будущими государственными работниками.

Уровень образовательной подготовки юристов и государственных управленцев не особенно повысился и после Петра. Так, при Екатерине II «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, за исключением военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых предметов.

Впоследствии профессиональную подготовку юристов продолжили российские университеты, и первый из них – Московский университет.

В университетах изучение теории права и государства как отдельной дисциплины не осуществлялось. Отдельные общетеоретические проблемы права изучали в курсе «нравственных наук» наряду с логикой, психологией, политической экономией.

Проблема в истории становления и возникновения общетеоретической правовой науки в российских университетах составляла в том, что для профессорской работы в университетах не было достаточном количестве подготовленных кадров ученых-правоведов. Первые русские профессора, которые читали курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников. Общетеоретические знания, которые передавались иностранными профессорами, воспринимались как «отвлеченные формулы», «теоретические утонченности правоведов Запада».

Правовая мысль Запада в те времена основывалась преимущественно на принципах естественного права. А естественно-правовая доктрина с культивируемой ею идеей разума в силу абстрактности не могла служить фундаментом теоретической юриспруденции в России из-за практической направленности правоведения и особенностей российской практики.

В российском правоведении идея связанности национального права универсальным естественным правом не имела большой популярности. По этой причине предпочтение в преподавании отдавалось не естественному праву, а законоведению. Российская действительность диктовала свои принципы: в первую очередь были необходимы подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения было и отсутствие системности российского законодательства.

Потребность в выделении общетеоретической юридической науки в качестве самостоятельной учебной дисциплины и отрасли правоведения возникла на определенном этапе истории социального развития. Предпосылкой для возникновения стало то, что накопленный за столетия разнообразный правовой материал потребовал осмысления.

Начало XIX века сопровождалось проведением значимых государственных реформ, преобразованием центральных органов управления, возникновением глубокой системности в деле государственного управления, либерализацией политического режима в целом. В начале XIX века законотворчество как одна из государственных функций по значимости постепенно выдвигается на одно из первых мест.

Государственные преобразования в период правления Александра I особенно выявили потребность в возникновении крупных научных школ и качественном изменении подготовки юристов. Законотворчество стало деятельностью, которая требует от ее исполнителей не только совокупности определенных практических знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки.

Введение общей теоретической правовой подготовки, перенос обучения юристов на теоретическую основу стали так же необходимыми, как и практические навыки.

Повышение общетеоретической подготовки было связано с необходимостью в высококлассных специалистах, которые способны успешно служить на государственной службе, на судейском и научном поприще.

Однако российская правовая наука продолжала испытывать недостаток в ученых-правоведах. Именно в это время в отечественной истории происходит существенное изменение направления и способов преподавания правовых наук в российских университетах.