kolona.jpg

Рассмотрим понятие и содержание административно-территориального устройства государства.

Административно-территориальное устройство – это разделение территории государства на отдельные единицы, в соответствии с которым выстраивается система государственного, регионального и местного управления.

Административно-территориальное устройство отражает особенности и характер отношений между государством и его составными частями. При этом административно-территориальное устройство формируется в течение долгого времени. В его основе находятся политические, экономические, социальные и иные факторы, а также непременно учитывается фактическое расселение граждан на конкретной территории.

В прямом смысле понятие административно-территориальное устройство относится только к унитарному государству, поскольку для федерации первичное значение имеет федеративное устройство. В последнем случае непосредственно территориальное деление государства характерно субъектам федерации – республикам, штатам, провинциям, землям, кантонам.

Совокупность территориальных единиц формирует территориальное деление государства.

Территориальные единицы государства выступают пространственным пределом для функционирования региональных и местных институтов публичной власти.

Как правило, государства с большой территорией обладают трехзвенной системой административно-территориального устройства. Например, большая часть территории Великобритании делится на графства, графства – на округа, а последние состоят из приходов. В устройстве Франции и вовсе заложена четырехзвенная система: департаменты–округа–кантоны–коммуны (общины).

Низовой административной единицей в административно-территориальном устройстве обычно выступает небольшое городское либо сельское поселение типа коммуны (общины), а в ряде африканских и азиатских странах подобную роль выполняет род или кочевое племя.

В административно-территориальных единицах присутствует назначенное должностное лицо, которое управляет соответствующей территорией, или избранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо. Далеко не во всех административно-территориальных образованиях формируются представительные органы. В маленьких по численности населения или территории государствах вообще отсутствуют самостоятельные и обособленные административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн).

К административно-территориальным образованиям примыкают столичные округа, которые обладают самостоятельным статусом. Они имеют столицу и её окрестности (федеральные округа в Бразилии, США). Местное (городское) самоуправление в данном случае ограничено.

В соответствии с положениями национальных конституционных норм большой самостоятельностью обладают только крупные административно-территориальные единицы – области в Италии (их число 20) и Испании (17). В указанных государствах области предстают как общепризнанные публично-правовые учреждения и имеют более широкие полномочия, нежели субъекты некоторых федераций.

Основными территориальными единицами Португалии выступают административные области, муниципии, приходы. Согласно статье 227 конституции Португалии введен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий – Азорских островов и Мадейры.