kolona.jpg

Исследуем понятие, классификации, виды и практику применения референдумов.

Понятие референдума

Референдум (от лат. слова «referendum» – то, что должно быть сообщено) – это голосование избирателей, при помощи которого принимается определенное решение на уровне государства, региона, муниципалитета.

Его родиной считают Швейцарию, где подобная форма народного волеизъявления практикуется с XV века.

Выносимые на альтернативное голосование вопросы или совокупность предлагаемых вариантов вопросов и ответов называют формулой референдума.

Его вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ человека, а также выбор из нескольких вариантов решений. Принимается решение, собравшее наибольшее количество голосов относительно других вариантов.

Существует общее правило в практике применения, согласно которому формула референдума не должна включать следующие вопросы:

– чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие срочных и экстраординарных видов мер по обеспечению безопасности и здоровья населения);

– требующие специальных знаний (исполнение либо изменение внутренних финансовых обязательств государства, принятие и изменение бюджета);

– ответ на которые заранее известен (снижение различных видов налогов и сборов, повышение заработной платы).

Не выносятся на голосование вопросы о формировании состава органов власти, об их персональном составе, амнистии или помиловании осужденных.

К участию в референдуме допускаются все лица, которые обладают активным избирательным правом.

Классификации и виды референдумов

В литературе существуют различные подходы к классификации и видам референдумов.

1. В зависимости от территориального признака бывают следующие виды референдумов: общенациональный, региональный, местный. Вопросы региональных и местных голосований не должны предусматривать превышения той компетенции, которая предоставлена им положениями конституционных норм.

2. В зависимости от содержания законопроекта различают конституционный и обыкновенный виды референдумов. На конституционном референдуме рассматриваются вопросы, которые связаны с принятием новой конституции или внесением поправок в действующий Основной закон. На обыкновенном референдуме устанавливаются ответы на иные вопросы, которые не имеют конституционного значения.

3. В зависимости от необходимости проведения они бывают обязательными и факультативными. При обязательном виде референдума конституция определяет, что решение по определенному вопросу может быть принято лишь путем проведения всенародного альтернативного голосования. На факультативном виде референдума рассматриваются вопросы, решение по которым может быть принято без его проведения, а вынесение его на всенародное голосование не является обязательным.

4. В зависимости от характера выносимого решения референдумы делят на следующие виды:

императивные (решение голосования является окончательным) и консультативные (голосование выявляет мнение избирателей, которое учитывается либо не учитывается парламентом, например, при рассмотрении закона);

утверждающие (закрепляется решение органа власти) и отвергающие (отменяется ранее принятое решение).

Вышеуказанные виды референдумов нередко переплетаются: один и тот же референдум одновременно может быть общенациональным, обыкновенным, факультативным и консультативным.

Практика применения референдумов

В практике их применения встречаются случаи, когда они проводятся по ключевым вопросам внешней политики. Так, в 1995 году избиратели Финляндии и Австрии путем проведения альтернативного голосования выступили за вступление этих государств в Европейский Союз. В 2001 году в Швейцарии большинство её граждан высказались против ускоренного вступления страны в ЕС.

Законодательство о референдумах предусматривает запрет на организацию и проведение всенародных голосований в условиях чрезвычайного или военного положения.

Согласно общему правилу референдум не проводится дважды по одному и тому же вопросу. Однако он может быть проведен повторно по тому же вопросу через определенный промежуток времени (например, в Венгрии – через 2 года, в Испании – через 3 года, в Канаде – через 10 лет).

Референдум обычно признается состоявшимся, в случае если в нём приняли участие большинство от общего количества зарегистрированных избирателей. Решение считается одобренным или принятым, если за него отдало свои голоса большинство пришедших на голосование.

Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не требует дополнительного утверждения. Однако практически все принятые решения находят отражение в актах конституционного и текущего законодательства.