kolona.jpg

Рассмотрим понятие, объекты, субъекты и виды конституционного надзора (контроля).

Принцип высшей юридической силы конституции по сравнению с другими источниками права находится в основе концепции конституционной законности.

Согласно данной концепции любой закон, договор, административный или судебный акт должен непременно соответствовать Конституции государства. В случае если норма, которая издана государственным органом, противоречит конституции, то она не имеет юридической силы и не должна применяться, поскольку является недействительной.

В юриспруденции используется два термина: конституционный надзор и конституционный контроль.

Конституционный надзор проявляется в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушения законом или иным нормативным актом конституции орган надзора не имеет права на его отмену.

Конституционный контроль представляет собой особый вид правоохранительной деятельности государства, который заключается в проверке соответствия положений законов и иных нормативных актов конституции этого государства. Подобная форма контроля предполагает, что соответствующие органы и их должностные лица при обнаружении нарушающего конституцию акта имеют право на его отмену. Признание закона (либо его части) неконституционным предполагает его отмену или объявление недействующим.

Объектами конституционного контроля и надзора могут выступать конституционные и обычные законы, поправки к Основному закону, международные договоры и соглашения, регламенты палат парламента, указы президента, нормативные акты исполнительных органов власти.

В некоторых зарубежных странах органы конституционного контроля и надзора оценивают конституционность деятельности различных политических партий (Федеральный конституционный суд Германии).

В федеративных государствах объектом конституционного контроля и надзора являются вопросы разграничения компетенции между центром и его субъектами, разрешение спорных моментов между отдельными субъектами федерации. В некоторых субъектах федераций в зарубежных странах для решения указанных вопросов созданы органы специальной юрисдикции.

К субъектам конституционного контроля и надзора относят государственные органы и их должностные лица, которые наделены правом на запрос о конституционности определенного акта. Помимо этого, в федеративных государствах данным правом наделены органы государственной власти соответствующего субъекта.

В зависимости от содержания конституционный контроль (надзор) может быть следующих видов:

формальным: оценивается соблюдение процедурных правил, которые установлены для принятия законов и других нормативных актов;

материальным: проверяется содержание законов на соответствие их смыслу конституции;

абстрактным: реализуется по инициативе определенного уполномоченного субъекта или органа без конкретного повода;

конкретным: осуществляется только в связи с определенным судебным делом.

В зависимости от времени проведения выделяют последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

Последующий конституционный контроль (надзор) предполагает, что проверке подвергаются законы и иные акты, которые уже приняты и вступили в силу. Признанные неконституционными законы (в целом или их отдельные положения) формально утрачивают свою юридическую силу.

Предварительный конституционный контроль (надзор) подразумевает, что проверке подвергаются законы, которые находятся на рассмотрении парламента.

Орган конституционной юрисдикции может признать оспариваемый акт:

– соответствующим конституции;

– противоречащим конституции (неконституционным) полностью;

– противоречащим конституции частично.

Во втором случае акт утрачивает юридическую силу и не применяется всеми судами, а также иными государственными органами. Вынесенное решение становится окончательным и может быть пересмотрено лишь тем же органом.