kolona.jpg

Обязанность органов конституционного надзора и контроля состоит в недопущении принятия и издания законов, которые противоречат конституционным предписаниям, а также предотвращении применения законов и договоров, которые нарушают основные нормы, если они уже вступили в законную силу.

Реализуют меры по правовой охране конституции, надзору и контролю за соблюдением её положений разные государственные органы: глава государства, парламент и его палаты, прокуратура.

В настоящее время во многих странах имеются судебные или специальные квазисудебные органы контроля и надзора. Их основной функцией является поддержание, обеспечение и гарантия конституционной законности. Указанные органы обычно функционируют достаточно эффективно.

В настоящее время они существуют в большинстве стран, где имеются писаные конституции. Распространение данного института расширилось после Второй мировой войны.

Судьями и членами органов конституционного контроля и надзора выступают высококвалифицированные юристы, которые получили общенациональную известность и признание. Их правовой статус, как правило, соответствует статусу депутата парламента. Они не имеют права быть депутатами и министрами, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Конституционный надзор и контроль реализуется:

судами общей юрисдикции. В США, Мексике, Аргентине, Норвегии, Дании, Японии запрос о конституционности закона, на основании которого составлено судебное дело, может быть сформирован судом любой инстанции. Но окончательное решение по данному запросу принимает лишь высшая судебная инстанция. В некоторых странах конституционный контроль и надзор реализуется верховным судом, который является высшей судебной инстанцией этого государства (Канада, Австралия, ЮАР, Индия, Филиппины, Боливия, Ирландия, Швейцария). Данный подход сформирован в рамках децентрализованной (американской) системы;

специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль и надзор выступает основной или даже единственной функцией. Подобные специальные судебные органы не включаются в систему судов общей юрисдикции. Они создаются как при участии, так и без участия парламента (Германия, Австрия, Италия, Испания, Кипр, Турция). Данный подход сформирован в рамках централизованной (европейской, или австрийской) системы;

особым органом несудебного свойства. К ним можно отнести Конституционный совет во Франции, состав которого определяется совместно Президентом и Парламентом страны. Схожая система сформировалась и в некоторых африканских странах, которые ранее были французскими колониями. Указанные органы контроля и надзора имеют ограниченные полномочия и не наделены правами на самостоятельную отмену неконституционного акта. Конституционные советы и комитеты не являются судебными органами и не включаются в судебную систему государства.

В исламских государствах конституционный контроль и надзор характеризуется своим своеобразием. Так, например, в Пакистане вместе с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, имеются еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Схожие подходы реализуются также в Марокко, Иране, Малайзии.