Правовую основу в регулировании отношений в области реализации права граждан на замену прохождения военной службы на альтернативную гражданскую службу формируют Конституция России и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года (в ред. от 28 декабря 2016 года).

В статье 59 Конституции говорится о том, что защита Отечества выступает долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин несет военную служебную обязанность согласно положениям ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года (в ред. от 26 июля 2017 года).

Если убеждения или вероисповедание гражданина РФ противоречат выполнению военной обязанности и в иных установленных законом случаях, то он вправе заменить её альтернативной гражданской службой.

Отношения, которые связаны с реализацией гражданами России конституционного права на замену прохождения военной обязанности по призыву альтернативной гражданской службой, регулирует ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В статье 1 данного ФЗ альтернативная гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности, реализуемой гражданами в качестве замены военной по призыву во имя интересов общества и государства.

Трудовая деятельность граждан, которые проходят альтернативную служебную деятельность, регламентируется положениями Трудового кодекса России с учетом ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Гражданин вправе рассчитывать на замену военной обязанности альтернативной гражданской службой в следующих случаях:

– если нахождение на военной службе противоречит его убеждениям либо вероисповеданию;

– если он является представителем коренного малочисленного народа, придерживается традиционного образа жизни, занимается традиционным хозяйствованием и традиционными промыслами.

На альтернативную службу направляют граждан мужского пола в возрасте 18-27 лет, не пребывающих в запасе, имеющих право на замену военной обязанность по призыву альтернативной, лично подавших в военный комиссариат заявление о желании заменить вид служения, и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Создание призывной комиссией регулируется ФЗ от 28 марта 1998 года (в ред. от 26 июля 2017 года) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На альтернативную гражданскую службу не направляют граждан, которые:

– не подлежат призыву на военную службу;

– имеют основания для освобождения от прохождения военной обязанности;

– имеют основания для получения отсрочки от прохождения военной службы.

Согласно статье 4 граждане проходят альтернативную службу индивидуально, в составе групп либо формирований:

– в организациях Вооруженных Сил России, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала;

– в организациях, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти;

– в организациях, которые подведомственны органам исполнительной власти субъектов РФ и т.д.

При этом граждане проходят альтернативную гражданскую службу обычно за пределами территорий субъектов их постоянного проживания. При отсутствии такой возможности, граждане согласно решения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут направляться для прохождения альтернативного служения в организации, расположенные на территориях субъектов их постоянного проживания.

В процессе установления профессии, вида работы, должности, на которых можно занять гражданина, направленного на альтернативную службу, и места её прохождения учитываются специальность, образование, квалификация, опыт, состояние здоровья, семейное положение, а также потребности соответствующих организаций в трудовых ресурсах.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза больше срока военной обязанности по призыву, который установлен ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и составляет 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, которые проходят её в организациях Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в 1,5 раза больше срока военной и составляет 18 месяцев.

При этом в этот срок не засчитывают:

прогулы, то есть отсутствие на рабочем месте более четырех часов подряд в течение рабочего дня при отсутствии уважительных причин;

– появление на рабочем месте в состоянии наркотического, алкогольного либо иного токсического опьянения;

– время дополнительных отпусков, которые предоставляются работодателем обучающимся в образовательных учреждениях гражданам;

– время отбывания административного или уголовного наказания в форме ареста.

Таким образом, правовую основу регулирования альтернативной гражданской службы формируют положения Конституции России и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».