Базовый принцип правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России установлен в статье 62 Конституции Российской Федерации. Согласно данному принципу указанные лица имеют права и обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, которые установлены федеральным законодательством либо международными договорами РФ.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года (в ред. от 29 июля 2017) описывает правовое положение иностранных граждан в России, а также регламентирует отношения иностранных граждан с органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами. Он закрепляет общие принципы их правового статуса, их основные свободы, права, обязанности и ответственность.

В качестве иностранных граждан признаются физические лица, которые не являются гражданами России и имеют доказательства наличия гражданства (или подданства) любого другого иностранного государства.

В ФЗ выделены три категории иностранных граждан, в статусе которых есть определенные различия:

постоянно проживающие в РФ (имеют вид на жительство),

временно проживающие в РФ (имеют разрешение на временное проживание)

временно пребывающие в России (имеют миграционную карту, прибыли по визе либо без неё, не получили вида на жительство и разрешения на временное проживание).

Ключевые принципы правового положения иностранных граждан в России отличаются демократическими и интернационалистскими чертами.

В Российской Федерации иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме предусмотренных законодательством случаев. При этом использование иностранными гражданами своих прав не должно причинять ущерб интересам России, а также законным интересам граждан и других лиц. Иностранцы обязаны соблюдать Конституцию и законодательство России.

Иностранные граждане наделены правом свободно применять свои способности к труду, избирать профессию и род деятельности, а также свободно использовать свои способности и имущество для ведения предпринимательской и другой не запрещенной законодательством экономической деятельности, но с учетом предусмотренных законом ограничений. В федеральном законодательстве назначение на те или иные должности либо занятие определенными видами трудовой деятельности связано с принадлежностью к гражданству России.

Иностранцы имеют право на отдых и охрану здоровья, право на различные пособия, пенсии, образование, пользование достижениями культуры, право на пользование жилым помещением и на собственность на жилой дом или другое имущество. Они могут быть членами профсоюзов, кооперативных, акционерных, научных, культурных, спортивных и иных общественных объединений (за исключением политических партий) в случае, если это не предусмотрено их уставными документами. Им гарантирована свобода совести, а также неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами России и иными лицами.

Одной из особенностей статуса иностранных граждан в России является отсутствие у них возможности избирать и быть избранными в выборные органы государства, занимать государственные должности, а также принимать участие во референдумах (всенародных голосованиях). Постоянно проживающие в России иностранцы в предусмотренных законом случаях и порядке вправе избирать и быть избранными в органы муниципального самоуправления, а также принимать участие в местном референдуме.

Они не могут быть призваны на военную службу или альтернативную гражданскую службу.

Иностранные граждане вправе свободно передвигаться в личных либо деловых целях в пределах территории РФ на основании документов, которые выданы или оформлены им в соответствии с положениями законодательства, но за исключением возможности посещения тех территорий, организаций и объектов, требующих для въезда специальное разрешение.

Состав территорий, организаций и объектов, для въезда в которые иностранцам нужны специальные разрешения, формируется и утверждается Правительством России.

При соблюдении положений и правил ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (в ред. от 29 июля 2017 года) иностранные граждане вправе въезжать в Россию и выезжать из неё беспрепятственно. В статьях 26 – 28 закона определены основания, которые допускают запрет на въезд и выезд из страны.

Иностранные граждане, которые совершили преступления либо административные и иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с гражданами РФ.

Вышеизложенные правила распространяются в России и на лиц без гражданства, если иное не установлено законодательством. Но они не относятся к установленной законом РФ и международными договорами системе привилегий и иммунитетов для глав и сотрудников иностранных консульских и дипломатических представительств, а также иных лиц.

Статья 63 Конституции России закрепляет, что РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище согласно общепризнанным нормам международного права. В этой ситуации Конституция основывается на нормах международного права. Согласно им каждое государство применяет право предоставления политического убежища, и это не должно рассматриваться как недружественный акт. Указ Президента от 21 июля 1997 года (в ред. от 7 декабря 2016 года) утвердил Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

В качестве основания для предоставления политического убежища может выступить преследование (либо его реальная угроза) лица, которое ищет убежище и защиту, в государстве его гражданской принадлежности либо в стране обычного местожительства за политическую и общественную деятельность и убеждения, соответствующие нормам международного права и демократическим принципам, принимаемым международным сообществом.

Лицо, получившее политическое убежище, получает на территории России права и свободы и обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством либо международным договором РФ.

Согласно статье 63 Конституции Россия не допускает выдачу другим государствам тех лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые на территории РФ как преступления.

Выдача лиц, которые обвиняются в совершении преступлений, а также передача уже осужденных для отбывания наказания в других странах происходит в соответствии с положениями федерального законодательства или международного договора РФ (статья 63 Конституции России).