В российской экономической действительности закреплены разнообразные формы собственности. Регламентация отношений собственности и её форм производится совокупностью различных правовых норм, среди которых важнейшее место занимают конституционные положения. Они обеспечивают закрепление фундамента правового регулирования отношений собственности и её форм.

В конституционном закреплении форм собственности имеются свои особенности, которые проявляются в том, что главной их задачей является юридическое закрепление признаваемых государством форм собственности.

В статье 8 Конституции РФ отмечается, что в экономической системе РФ произведено закрепление следующих форм собственности: частная, государственная, муниципальная и др. В соответствии с конституционными положениями земля и иные природные ресурсы могут находиться в указанных формах собственности.

Согласно статье 36 Конституции, граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами производится их собственниками без ограничений, при условии отсутствия ущерба для окружающей среды и законных интересов иных лиц.

Форма, условия и порядок пользования землей нашли закрепление в конституционных положениях и законодательстве, важное место в котором занимает Земельный Кодекс РФ.

Согласно статье 15 Земельного Кодекса собственностью граждан и юридических лиц (частная форма собственности) являются земельные участки, которые приобретены ими на законных основаниях.

Следует отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства лишены возможности иметь на праве собственности земельные участки, которые располагаются в приграничных территориях.

Государство охраняет собственность на равных условиях вне зависимости от её формы. Право частной формы собственности находится под охраной закона.

В России согласно положениям Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для реализации государственных задач может быть осуществлено лишь при условии предварительного и полноценного возмещения.

Отдельные стороны отношений собственности, не регламентируемые Конституцией, находят регулятивное закрепление в Гражданском кодексе и иных нормативно-правовых актах.