Порядок принятия и изменения конституций
Изучим особенности порядка принятия и изменения конституций.
В зависимости от порядка принятия конституции зарубежных стран делятся на:
– одобренные на референдуме;
– октроированные (дарованные);
– принятые представительным органом (парламентом, учредительным собранием).
Октроированные конституции (от франц. слова «octroyer» – жаловать, даровать) – это основополагающие документы, порядок принятия и изменения которых предполагает их дарование единоличной властью монарха без какого-либо участия представительных органов (Кувейт, Малайзия). Они представляют собой наименее демократичный способ принятия и изменения Основного закона. Октроированные конституции имели широкое распространение во времена перехода от абсолютизма к конституционной монархии.
В XX веке широко известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и руководителями государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 году Конституция была октроирована Президентом). Первый Основной закон Японии 1889 года также относят к данной группе.
В настоящее время способ принятия и изменения конституций представительным органом является весьма распространенным. В новейшей истории данный механизм реализовывался в Италии – 1947 г., Индии – 1950 г., Греции – 1975 г.
Учредительное собрание представляет собой специально создаваемый для выработки и (или) принятия Основного закона высший государственный орган, который избран народом. Этот орган завершает свою деятельность после принятия новой конституции.
При помощи Учредительного собрания были разработаны основополагающие документы Болгарии, Бразилии, Колумбии и ряда иных государств. Данный способ в юриспруденции получил наименование конституанты.
Принятие основного закона законодательным органом (парламентом) производится в особом усложненном порядке. Как правило, это требует получение квалифицированного большинства голосов депутатов.
Принятие большей части конституций социалистических государств происходило на специальных заседаниях национального парламента.
В ряде стран одобрение её проекта представительным органом не является заключительным шагом, поскольку после этого проект Основного закона выносится на референдум.
Однако в некоторых случаях общенациональное голосование использовалось недемократическими силами. Так, референдум использовался после захвата власти военными в Турции в 1961 году, Чили – в 1980 году.
Одобренные на референдуме конституции справедливо признаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум приобрел широкое распространение в послевоенный период.
Конституционный проект разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием либо правительством, после чего он выносится на голосование в рамках референдума.
В условиях демократической формы правления реализуется сочетание следующих двух способов: одобрение представительным (законодательным) органом и окончательное её принятие и утверждение на референдуме.
В зависимости от способа изменения конституции подразделяют на жесткие и гибкие.
К жестким относят конституции, для изменения и дополнения которых установлен особый усложненный порядок. Жесткость может реализовываться различными способами:
– необходимость голосования в парламенте квалифицированным большинством голосов (Италия, Япония);
– принятием изменений и поправок на референдумах (Франция);
– повторным принятием разработанных изменений и поправок парламентом следующего созыва (Греция);
– утверждением изменений и поправок всеми либо определенным количеством субъектов федерации (Германия, США).
Гибкие конституции изменяются в том же режиме, что и обычный закон. Примерами гибких Основных законов являются неписаные конституции, а также конституции монархических государств (Монако, некоторые государства Ближнего Востока).